Мужские и женские представления различных возрастных групп

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Аспекты представлений о смысле жизни 6

1.1 Проблемы смысла жизни в философии 6

1.2 Понятие смысла жизни в психологии 10

Глава 2. Программа, методика исследования 29

2.1 Программа исследования 29

2.2 Методика исследования 29

Глава 3. Анализ и обсуждение результатов 35

Выводы 52

Заключение 54

Список литературы 57

Приложения 61

Введение

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным для нас является психологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включен социальный объект, и показывает, что именно социальные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей. Становление смысловой сферы человека является одной из ключевых тем в психологической науке и имеет практический и социальный резонанс для общества.

Становление смысловой сферы освещено в трудах таких видных психологов, как А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, Е.П. Ильин, Х. Хекхаузен, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн и др.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью того, каким образом выглядит понимание смысла жизни у мужчин и женщин.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

Таким образом, нам представляется интересным рассмотреть гендерные особенности в понимании смысла жизни, каким образов совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола влияют на формирование восприятия смысла жизни. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, влияет ли это на понимание смысла жизни - является главной проблемой заданной в данном исследовании.

Для этого нами были взяты представители юношества, а именно юноши и девушки 20-23-х лет. Мы не случайно выбрали именно эти возраста, т.к. и 20 лет, и 23 года являются возрастами переходными. В этот период юноши и девушки находятся на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы. Внимание направлено на поиск своего места в жизни. Они только что закончили школу и поступили в ВУЗ. Учеба уже стала связана с выбором профессии. Идет поиск ответа на вопрос: "Какой жизни я хочу?". Для этого нужно осознать мотивы и ценности. В то же время перед юношами и девушками стоят проблемы взросления, которые отчетливо представлены в соотношении желаемого и субъективно-оцениваемого возможного. Наряду с этими факторами возникают некоторые трудности социальной адаптации. Отсюда вытекает задача юности - сознательно построить свою иерархию мотивов, ценностей, налаживание отношений с новыми людьми, приобретение нового социального статуса. Начало освоения молодыми людьми новой социальной роли требует актуализации сил для нового осознания смысла жизни.

Таким образом, в 20-23 года, очень важно понять, какие именно жизненные сферы представляются привлекательными, какие - нет, а также какие особенности существуют, отличающихся по половому признаку. Это дает нам возможность для прогнозирования возможных психологических проблем и конфликтов в будущем, информацию для своевременного распределения наиболее актуальных и болезненных сфер жизнедеятельности. Важным представляется также информация о степени согласованности мотивационно-смысловой сферы современных молодых людей и их отношении к своим желаниям и возможностям в будущем. Понимание выявленных ведущих тенденций может позволить сформулировать предположение о наиболее вероятных вариантах социальной дезадаптации мужчин и женщин. Выявленные ведущие тенденции также могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для этих групп проблемы взаимоотношений с будущим, а значит наметить основные пути помощи и в этой значимой для них области.

Таким образом, данное исследование представляет как практическую, так и теоретическую актуальность.

Проблема исследования. Проблемность задается недостаточной изученностью. Неполнота представлений о смысле жизни, которую демонстрируют мужчины и женщины, с одной стороны, отсутствие сведений о различии в понимании цели собственной жизни, с другой стороны, практическая важность изучения ее как важной детерминанты социальной активности мужчин и женщин.

Объект исследования: смысловая сфера личности мужчин и женщин.

Предмет исследования: гендерные особенности представлений о смысле жизни у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования: в представлении о смысле жизни у мужчин и женщин существуют некоторые особенности.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей в представлении о смысле жизни у мужчин и женщин.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ научных исследований в понимании представлений о смысле жизни.

2. Выбор и обоснование методического инструментария для исследования данной проблемы.

3. Организация и проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.

4. Выявление структуры смысловой сферы в качественно разнородных выборках.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Список литературы

1. Антология. Смысл жизни. М.; Изд. Группа "Прогресс-Культура", 1994. - 359 с.

2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.

3. Анисимов. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории) / С.Ф. Анисимов // Вестн. МГУ. - Сер. 7. Философия. - 1994. - № 4. - С. 34-42.

4. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение "будничного" и "высшего Я" // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. С. 29-32.

5. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психол. журнал. -1999. - Том. 20. - № 5. - С. 38-44.

6. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева / Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284-298.

7. Буякас, Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании / Т.М. Буякас, О.Г. Зевина // Вопр. психол. -1997. - № 5. - С. 44-56.

8. Вайзер Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 3-14.

9. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.

11. Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов // Сов. педагогика. - 1974. - № 5. - С. 67-76.

12. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смыеловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопр. психол. - 1989. -№6.-С. 100-108.

13. Зеленкова И.Я. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). Минск: Изд-во "Университетское", 1988. - 175 с.

14. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6.

15. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12.

16. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. журн. - 1993. - т.14. - №4. - С. 130-136.

17. Королева, Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1998. - 27 с.

18. Леонтьев, Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали / Д.А. Леонтьев // Психол. журн. - 1996. - Том. 17. - № 5. - С. 19-29.

19. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вест. МГУ. - Сер. 14. Психология. -1996. - № 4. - С. 35-36

20. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вест. МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С. 20-27.

21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 587 с.

22. Леонтьев, Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива / Д.А. Леонтьев // Вест. МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1993. - № 2. - С. 73-81.

23. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопр. философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.

24. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. 1993. Т.14. № 1. С.150-155

25. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. - 1994. - т. 14. - № 4. - С. 94-102.

26. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. - 176 с.

27. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

28. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.

29. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.

30. Серый А.В. Яницкий Н.С. Ценностно-смысловая сфера личности Кемерово,1999.- 342 с.

31. Серый А.В., Яницкий М.С. Динамика смысложизненных ориентаций и интернализация локуса контроля в процессе обучения в вузе // Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998. - С. 183-189.

32. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. Журн. - 1996. - т. 17. - № 1. - С. 157-168; С. 162

33. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002. - 373 с.

34. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2001. - 736 с.

35. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. - Т.13. №1. - С. 107-117

36. Филосовский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

37. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

38. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 837 с.

39. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 538 с.

40. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18).

41. Чудновский В.Э. Проблема структуры смысла жизни как психологического феномена // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М.: ПИ РАО, 2001. С. 156-163.

42. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997. - 365с.

43. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированно-сти от "внешнего" и "внутреннего" // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26.

Примечания:

Примечаний нет.