Решение проблемы свободы Н.Бердяевым в контексте христианской антропологии

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Истоки персоналистической философии Бердяева 6

1.1. Становление философских взглядов Н.А.Бердяева 6

1.2. Религиозный персонализм Бердяева 14

Глава 2. Идея экзистенциально-персоналистической свободы в философии Бердяева 20

2.1. Духовный опыт как основание свободы человека 20

2.2. Творчество как реализация свободы личности 24

2.3. Богочеловек и свобода 27

2.4. Свобода, Бог, человек, мир 29

Глава 3. Реконструкция некоторых положений христианской антропологии в философии Бердяева 37

3.1. Личность 37

3.2. Свобода 47

3.3. Творчество 50

3.4. Бог, человек, свобода 59

Глава 4. Влияние философии свободы личности Бердяева на православную мысль ХХ века 66

Заключение 72

Список использованных источников и литературы 74

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что творческое наследие Н. Бердяева сконцентрировано на идее познания сущности человека. Философия Бердяева - персонализм, или философия личности. В своей философской автобиографии мыслитель подчеркивал: "я всегда был персоналистом" .

Видным представителем русской религиозной философии является Н.А. Бердяев. Он, как и B.C. Соловьев, не создал всеобъемлющей философской системы. Однако ряд глубоких философско-мировоззренческих проблем поставлен и решен им в работах "О смысле творчества", "Философия неравенства", "Судьба России", "Философия творчества, культуры и искусства", "О назначении человека", "Истоки и смысл русского коммунизма" и др. Сжатую, но содержательную характеристику своей философской позиции Бердяев дает в статье "Мое философское миросозерцание".

Большинство авторов, рассматривающих творческую деятельность Н.А. Бердяева, пишут о сложности изучения материала. И это именно так, потому что все творчество философа носит специфический характер, оно затрагивает весьма широкий круг вопросов и проблем, волновавших как западных, так и русских мыслителей и богословов. Конечно, следует отметить и своеобразный яркий стиль изложения, порой переходящий к очень разгоряченной повторяющейся, противоречивой манере письма, иногда без абзацев. "Моя мысль часто бывала раздраженно-гневной, и потому я легко впадал в крайности", - напишет философ. Именно отсюда последует неоднозначное отношение к творчеству философа. Наряду с его необыкновенной трудоспособностью и всемирной известностью некоторые мыслители высказывали обвинения Бердяева в гностицизме по причине того, что на его творчество оказывали воздействие и его человеческие страсти и так называемые современные ему философские движения. И все же философия Н.А. глубоко вошло в память философской мысли как русской, так и зарубежной.

Бердяев подчеркивает, что центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории. И сама философия является знанием о человеке, о человеческом существовании. Бытие, отмечает Бердяев, проявляет себя через субъект, а не через объект. Субъект экзистенционален, имеет свой внутренний духовный мир. Смысл бытия познается философией прежде всего через субъект. В объекте внутреннее существование закрыто. Поэтому философия, стремясь познать смысл существования человека, опирается прежде всего на духовный, внутренний мир и опыт человека. Исследование этого мира и должно быть подлинным предметом философии. Она должна начинаться не с объекта, а с человека, Я, выяснения его сущности, судьбы и предназначения, носить личностный характер. Главное в философии - личность, индивидуальность, которая мучается над разработкой своего бытия, ищет смысл своей жизни, смысл мира.

Цель работы - показать какое влияние оказали антропологические идеи Бердяева в решении проблемы свободы личности на развитие русской православной мысли ХХ века.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1) рассмотреть истоки персоналистической философии Бердяева;

2) реконструировать религиозный персонализм Бердяева как контекст для решения проблемы свободы;

3) показать, насколько это возможно, реконструкцию понятий личность, свобода, творчество в контексте христианской антропологии;

4) показать влияние философии свободы Бердяева на православную мысль в вопросах антропологии.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация. Париж, 1947.

Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М., 1949.

Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1990.

Бердяев Н.А. О русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991.

Бердяев Н.А. Смысл творчества // Н. Бердяев. Собрание сочинений. Т. 2: Смысл творчества (с "Фрагментами" и поздними вставками). Paris: YMKA-Press, 1991.

Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб, 1994.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.

Бердяев Н.А. Спасение и творчество. Два понимания христианства. - М., 2000.

Бердяев Н. А. Спасение и творчество (Два понимания христианства)//Смысл творчества. М.,2002.

Литература

Белый А. Между двух революций. М.: Худ. лит., 1990.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

Евлампиев И.И. История русской метафизики в ХГХ-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 1. СПб.: Алетейя, 2000.

Зеньковский В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 4-х тт. Т.3. М., 1966.

Косарев А.Ф. История европейской философии. - СПб., 2000.

Лосева И.Н. Оправдание человека Н. А. Бердяевым // Русские мыслители. - М., 2003.

Малинов А.В. Философия истории в России. Конспект университетского спецкурса. СПб.: Издательско-торговый дом "Летний сад", 2001

Николай Бердяев / Сост. М. Кановская.- М.: ACT; СПб.: Сова, 2006. - 94 с.

Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н.А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967

Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. //Символ. - 1995. - № 33.

Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева. М.: Государственная академия славянской культуры, 2002.

Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. - М.: АСТ, 2004.

Титаренко С.А. Специфика религиозной философии Н.А. Бердяева. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006.

Фролов И.Т. Введение в философию. - М., 2005.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1962.

Copleston F.C. Philosophers in Exile // Copleston F.C. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Univ. of Notre Dame, 1986. P. 371-406.

Примечания:

Примечаний нет.