Бюджетная политика России

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 99  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1: Теоретические основы бюджета, бюджетной системы и бюджетной политики Российской Федерации 6

1.1. Сущность, функции и роль бюджета в современной экономической политике 6

1.2. Развитие бюджетной системы и бюджетная политика в истории функционирования Российской Федерации (1991-2003) 21

1.3. Бюджетная политика РФ на 2004 год 32

1.4. Программа развития межбюджетных отношений до 2005 года 38

Глава 2: Анализ бюджета субъекта федерации на примере г. Москвы 50

2.1. Правовые основы исполнения бюджета 50

2.2. Анализ доходной и расходной части бюджета за I квартал 2003 года 55

2.3. Сравнительный анализ доходов и расходов бюджета за I квартал 2001-2003 годов 61

2.4. Анализ бюджетных заимствований 71

2.5. Анализ принятия и исполнения бюджетов города Москвы за 2000-2003 годы 77

Заключение 91

Список литературы 95

Введение

Введение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

В нынешних условиях возможности бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью ряда бюджетных проблем и неотрегулированностью бюджетных полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руководство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджетных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в федеральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перераспределения федерального бюджета. Тем самым неоправданно возрастает нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюджет узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.

Москва на сегодня является одним из самых стабильных и быстроразвивающихся регионов в Российской Федерации, и тем не менее и здесь существует немало нерешенных проблем.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопросов особенностей бюджетной системы в РФ, бюджетной политики РФ, а также определение основных направлений его совершенствования, как в аспекте одного региона, на примере города Москвы, так и в масштабах всей Российской Федерации.

Актуальность темы дипломной работы подтверждает большое количество публикаций, появившихся за последнее время в периодических изданиях (часть из них приведена в библиографическом списке в конце дипломной работы), а также разработка на правительственном уровне проекта программы развития межбюджетных отношений Российской Федерации на период до 2005 года.

Информационной базой анализа стали как статьи из журналов, различные издания, так и отчеты Департамента Финансов города Москвы и исследования различных учебных заведений.

Список литературы

Список литературы

1. Постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год"

2. Положение "О порядке расходования средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы" (в ред. распоряжения Мэра Москвы от 07.02.2001 № 96-РМ), утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 14.07.2000 № 752-РМ;

3. Положение "О целевых бюджетных фондах развития территорий административных округов и районов г. Москвы", утвержденное распоряжением Премьера Правительства Москвы от 30.05.2000 № 542-РП;

распоряжение Мэра Москвы от 05.06.2001 № 560-РМ "Об утверждении положений о целевых бюджетных фондах борьбы с преступностью, пожарной безопасности города Москвы и безопасности дорожного движения" (фонды борьбы с преступностью и пожарной безопасности утверждены только на 2001 год);

4. Распоряжение Мэра Москвы от 6 марта 2002 № 127-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 05.06.2001 № 560-РМ";

5. Распоряжение Мэра Москвы от 06.06.2001 № 563-РМ "О целевом бюджетном территориальном дорожном фонде города Москвы";

6. Постановление Правительства Москвы от 25.09.2001 № 864-ПП (в ред. 15.01.2002) "О ходе выполнения мероприятий по сокращению задолженности предприятий и организаций по платежам в городской бюджет и территориальный дорожный фонд";

7. Положение о целевом бюджетном жилищно-инвестиционном фонде города Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.01.2001 № 105-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 №19-ПП) "Об утверждении положения о целевом бюджетном жилищно-инвестиционном фонде";

8. Распоряжение Мэра Москвы от 29.08.2000 № 919-РМ "О совершенствовании системы учета доходов городского бюджета от размещения наружной рекламы" (вместе с Положением "О целевом бюджетном фонде рекламы и городской информации", которое не приведено в соответствие с Законом № 60 в части формирования доходов и расходов);

9. Положение "О целевом бюджетном территориальном экологическом фонде", утвержденное распоряжением Премьера Правительства Москвы от 03.08.2000 № 776-РП (в ред. распоряжений Мэра Москвы от 29.01.2001 N 65-РМ, Премьера Правительства Москвы от 26.02.2001 N 135-РП) не приведено в соответствие с Законом № 60 в части источников формирования;

10. Распоряжение Мэра Москвы от 03.05.2001 № 426-РМ "О бюджетном кредите в городе Москве";

11. Положение "О порядке реструктуризации долгов по платежам в бюджет г.Москвы и Территориальный дорожный фонд г.Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 12.10.99 № 928 "О совершенствовании практики налогового кредитования и реструктуризации задолженности по платежам в бюджет города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 25.04.2000 № 298, от 31.07.2001 № 687-ПП, от 20.11.2001 № 1040-ПП и от 19.03.2002 №186-ПП). Закон города Москвы от 09.02.2000 № 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов";

12. Положение "О проведении расчетов по целевому погашению задолженности получателей бюджетных средств города Москвы по оплате поставленной им продукции, выполненных работ и услуг", утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 16.08.2000 г. № 884-РМ;

13. Распоряжение Мэра Москвы от 25.05.2001 № 518-РМ "О дополнительных мерах по сокращению задолженности по платежам в бюджет города Москвы";

14. Положение "О порядке финансирования комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и создании комиссии по предоставлению бюджетных кредитов", утвержденное постановлением Правительства Москвы от 14.08.2001 № 753-ПП;

15. Положение "О порядке предоставления бюджетного кредита за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых комплексу социальной сферы", утвержденное распоряжением Правительства Москвы от 18.09.2001 № 81-РП.

16. Распоряжение Мэра Москвы от 22.10.1996 № 400/1-РМ (в ред. распоряжения Мэра Москвы от 16.10.2000 № 1098-РМ) "О наделении Московского муниципального банка статусом генерального платежного агента Правительства Москвы по вопросам внешних заимствований";

17. Распоряжение Мэра Москвы от 20.01.2000 № 42-РМ "О некоторых вопросах функционирования городской заёмно-инвестиционной системы";

18. Положение об обращении облигаций городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, утвержденное приказом Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка от 13.06.2001 № 13;

19. Постановление Правительства Москвы от от 12 марта 2002 г. N 175-ПП "Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы;

20. Постановление Правительства Москвы от 17.07.2001 № 659-ПП "Об эмиссии облигаций отдельных выпусков городского облигационного (внутреннего) займа Москвы".

21. Распоряжение Мэра Москвы от 21.01.2000 № 50-РМ "Об открытии счетов по исполнению бюджета и целевых бюджетных фондов" (в ред. распоряжений Мэра Москвы от 30.03.2000 № 342-РМ, от 12.05.2000 № 510-РМ);

22. Распоряжение Мэра Москвы от 17.02.2000 № 182-РМ "Об обслуживании бюджетных счетов";

23. Распоряжение Мэра Москвы от 29.12.2000 № 1397-РМ "Об изменении порядка зачисления средств в бюджет города".

дополнительные правовые акты:

24. Постановление Правительства Москвы от 12 марта 2002 года № 168-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 23 ноября 2001 года № 60 "О бюджете города Москвы на 2002 год";

25. Положение "Об основных принципах распределения доходов единого бюджета города Москвы", утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 21.11.97 № 910-РМ "О распределении доходов единого бюджета г. Москвы", в котором указано: "5. Суммы доходов, полученные сверх установленных заданий по условно закрепленным источникам, при условии выполнения доходов бюджета г.Москвы в целом и задания по мобилизации доходов соответствующего окружного уровня исполнения бюджета, направляются на дополнительное финансирование бюджетных расходов, предусмотренных в объемах финансовых ресурсов административных округов.

26. Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).

27. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: .Юрайт, 2000

28. Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Регионология, 2001, №1, с.75-79.

29. Лавров А., Литвак Дж., Сазерленд Д.. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок». // Вопросы экономики, 2001, № 4, С.32-51.

30. Андреева А. Современные проблемы взаимодействий бюджетов в РФ. // Федерализм, 2001, №1, с.43-67.

31. Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отнншения: проблемы и подходы к их решению. // Экономист, 2001, №1, с.57-65.

32. Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления. //Финансы, 2001, №1, с.9-11.

33. Гутник В., Оттнальд А. Межбюджетные отношения в системе федерализма: германский вариант. // Проблемы теории и практики управления, 2001, №1, с.66-71.

34. Лавров А., Климанов В., Онищенко В. перспективы реформирования бюджетной системы на региональном уровне. //Экономист, 2001, №23, с.77-82.

35. Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. //Налоги, 2001, №23, с.4-10.

36. Политика межбюджетных отношений как инструмент экономического развития. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, 2001, №4, с.35-38.

37. Ракинцева А.Г. Налоговая реформа и проблема бюджетного федерализма. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, 2001, №4, с. 4-12.

38. Москве нравится, когда много нефти и мало людей: Центр пересматривает соотношение налоговых поступлений в свою пользу. М., 2001

Примечания:

Примечаний нет.