Экономическая сущность бюджетного федерализма

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 96  | Формат: doc  | Год: 2003  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

Глава 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма………..

1.1. Понятия бюджетного федерализма………………………………...

1.2. Разграничение бюджетно-налоговых полномочий между феде-ральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ………………...

1.3. Доходные полномочия и расходные обязательства

субъектов РФ………………………..……………………………...

1.3.1 Собственные и регулирующие доходы

региональных бюджетов……………………………………………

1.3.2. Расходные обязательства субъектов РФ……………………

1.4. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности

субъекта РФ…………………………………………………………

Глава 2. Реализация принципов бюджетного федерализма на при-мере Новосибирской области за 2000 – 2002 гг…………………………

2.1. Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по дохо-дам……………………………………………………………………….

2.2. Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по рас-ходам………………………………………………………………….

2.3. Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной поли-тики на 2003 год…………………………………………………..

2.4. Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области………..

Глава 3. Роль темы «Бюджетный федерализм» в школьном курсе экономики……………………………………………………..……………..

3.1. Учебные цели и воспитательные задачи темы «Бюджетный федерализм»………………………………………………………

3.2. Поурочное планирование темы «Бюджетный федерализм».….

3.2.1. Комбинированный урок по теме «Бюджетный федера-лизм»………………………………..…………………………

3.2.2. Изучение нового материала по теме «Бюджетный фе-дерализм».…………………………………………………….

3.2.3. Контроль знаний по теме «Бюджетный федерализм»….

3.3. Внутрипредметные связи в школьном курсе экономики и ме-сто в них темы «Бюджетный федерализм»……………………

3.4. Развитие личности при изучении темы «Бюджетный федера-лизм»……………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы……....……….………………………………………..

Приложения 4

8

8

12

16

16

19

23

34

37

44

49

55

59

59

65

67

69

75

83

84

89

93

Введение

Введение

Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформули-ровал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустри-ально развитых стран мира.

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики играет ведущую, определяющую роль в фор-мировании и развитии экономической структуры любого современного обще-ства. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государст-венный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централи-зованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов де-нежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на госу-дарственные органы функций.

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отно-шения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наи-менее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 го-да Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных от-ношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса (глава 16), ее нормы носят преимущественно декларативный или дефинитивный ха-рактер и не рассчитаны на прямое действие. В значительной мере это обуслов-лено тем, что межбюджетные отношения являются непосредственным отраже-нием уровня развития федеративных отношений вообще, которые по сей день находятся в процессе становления. К моменту рассмотрения Бюджетного ко-декса Правительством были только намечены тактические цели государствен-ной политики в этой области [7]. В этих условиях жесткая законодательная фиксация межбюджетных отношений была преждевременной и даже нежела-тельной.

Проблема определения места региональных бюджетов в бюджетной сис-теме Российской Федерации поднимается с 1992 года – момента начала про-цессов децентрализации. В настоящей работе будут рассмотрены наиболее важные вопросы организации системы государственных финансов на уровне субъектов РФ.

Важность изучения данной проблемы обусловлена необходимостью бо-лее ясного восприятия реалий современного российского федерализма, углуб-ленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и перифе-рии, противоречий регионального развития, потребностью более точных про-гнозных оценок вероятности распада государственной целостности России ли-бо ее успешной интеграции в мировой экономический и политический порядок начала XXI в.

В первой главе мы дадим понятие бюджетного федерализма, характери-стику бюджетной системе Российской Федерации, отразим основные тенден-ции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и рас-ходных обязательств субъектов управления различных уровней бюджетной системы. Также в первой главе мы коснемся вопросов, связанных с юридиче-скими основами осуществления бюджетного процесса субъектов Федерации.

Во второй главе будет дан анализ межбюджетных отношений на приме-ре исполнения бюджета субъекта РФ – Новосибирской области. Выбор объекта исследования - бюджета Новосибирской области - во многом предопределен тем, что этот сибирский регион по большинству своих качественных и количе-ственных параметров может быть условно отнесен к числу "ординарных", т.е. территорий, не выпадающих из общего ряда благодаря отсутствию богатых природных ресурсов, ощутимой этнической специфики, близости к очагам воо-руженных конфликтов и т.д. Подобная "заурядность" области способствует вы-явлению типичного и получению результатов, справедливых по отношению к подобным же регионам в составе РФ и возможности выработки рекомендаций, применимых и для других регионов. Разумеется, констатация известной "орди-нарности" объекта не подразумевает отказа от выявления его специфических черт и особенностей.

Также во второй главе подробно анализируются вопросы исполнения ре-гионального бюджета, структуры расходов и доходов бюджета региона, а так-же производится сравнительный анализ исполнения бюджета области за ряд лет, а именно, с 2000 по 2002 год. Также здесь мы проанализируем отношения Новосибирской области с центром и вытекающие отсюда последствия в бюд-жетной сфере и охарактеризуем основные направления бюджетной политики области на 2003 год.

Первая часть работы – первые две главы – ставит своей целью опре-деление места региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и исследование существующих межбюджетных отношений.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) определены понятия бюджетного федерализма, бюджетной системы и бюджетов различных уровней;

2) определены основные принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней;

3) обозначены основные проблемы бюджетного федерализма, как формы бюджетных взаимоотношений между центром и регионами;

4) охарактеризованы доходные и расходные полномочия центра и субъ-ектов РФ;

5) проведен анализ исполнения бюджета субъекта РФ – Новосибирской области по доходам и расходам за период с 2000 по 2002 год;

6) разработаны основные направления повышения эффективности меж-бюджетных отношений.

Нормативно-правовой базой данной работы являются Бюджетный и На-логовый кодексы РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным закон «О федеральном бюджете РФ», Закон Российской федерации ”Об основах бюд-жетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”, Обла-стные законы Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области», Закон Новосибирской области «Об обла-стном бюджете Новосибирской области на 2000 год» и другие нормативные документы. В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс». В соответствии с ха-рактером темы и объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования.

Вторая часть дипломной работы – Глава 3 – посвящена разработке фа-культативных занятий по экономике в средней школе по теме «Бюджетный фе-дерализм». В методическую разработку вошло: определение роли темы «Бюд-жетный федерализм» для развития личности школьников вообще и для школь-ного курса экономики в частности; формулирование целей изучения темы (учебные и воспитательные); поурочное планирование темы, включающее три урока – , анализ внутри предметных связей в школьном курсе экономики и места в них темы «Бюджетный федерализм».

Глава 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма

1.1. Понятия бюджетного федерализма

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах [23, c.21]:

- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право само-стоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникаю-щих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управ-ления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собствен-ных доходов и т.д.);

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расход-ных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления вы-полняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального вы-равнивания доходов нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования меж-бюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения кон-фликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаи-мосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Концепция бюджетного федерализма содержит основополагающие идеи федерализма как территориальной формы демократии. Она должна обеспечи-вать реализацию прав каждой личности и территориальных общностей людей на получение определенного объема социальных услуг соответствующего их запросам качества и в отвечающих их интересам и потребностям формах. Кон-кретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на опре-деленное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на "рынке" социальных услуг, с одной сторо-ны, и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей террито-рии страны общенациональных минимальных стандартов - с другой.

Скажем несколько слов об истории формирования российской модели бюджетного федерализма [42, c.141].

Список литературы

Литература, используемая в педагогической части

48. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Педагогика, 1992. – 217 с.

49. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Издательство Московского педагогического госуниверситета, 1990. – 311 с.

50. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.

51. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. – М.: Педагогика. 1995. – 232 с.

52. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности // Знание-сила. 1995, №4

53. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. // Педагогика. 1995. №4.

54. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991. – 232 с.

55. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 2002.

56. Дробышев М.С. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 1996. № 1.

57. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. – М.: Прогресс, 2001. – 243 с.

58. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 2002.

59. Кульневич А.В. Педагогика личности: стратегия и тактика. – М.: Сатис, 2002. – 117 с.

60. Культурология. Под ред. Драча Г.В. – Р.-на-Д., Феникс, 2002.

61. Левшина И.С. К разработке базового компонента художественной культуры. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. Тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд. АПН СССР, 2002.

62. Мицкевич А.Б. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается. Краткий очерк // Российский экономический журнал. 1993. № 1.

63. Николаева Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд. АПН СССР, 2002.

64. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.

65. Психология. Словарь. – М.: Прогресс, 1996.

66. Райзберг В.В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.

67. Равичев С.А., Григорьев С.Э. Сборника тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 283 с.

68. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.

69. Семенов К.Н. Экономика плюс педагогика // Школьный экономический журнал, №6 (10), 1997.

70. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: Прогресс, 2003. – 315 с.

71. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. – 97 с.

Примечания:

Примечаний нет.