ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ И УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ: ОСОБЕННОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………….. 6

1.1. Сущность государственного внешнего долга и его роль в

экономике………………..……………………………………….. 6

1.2. Государственный внешний долг и его структура…….…… 18

1.3. История государственного внешнего долга России и

система управления государственным внешним долгом РФ на

современном этапе……………………………………………...… 27

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ РФ………………..….…… 36

2.1. Теоретические подходы и зарубежная практика

регулирования государственной задолженности……………… 36

2.2. Стандартные и альтернативные методы управления

государственным внешним долгом ……………….…………… 42

2.3. Анализ состава и структуры внешнего долга РФ………… 56

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ И УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ.. 63

3.1. Критерии и оценка долговой устойчивости и перспективы

погашения государственного внешнего долга РФ …… .……… 63

3.2. Направления совершенствования подходов к управлению

государственным внешним долгом РФ….………………..….. .. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………. 81

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 83

Введение

Привлечение и использование иностранных кредитов и займов является одним из важнейших элементов денежно-кредитной и валютной политики практически любого государства. По степени влияния на финансово-экономическое положение стран-заемщиков внешний долг является довольно сложным и противоречивым понятием. С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировой долговой проблемы за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности.

Находясь под воздействием эволюции международных экономических отношений, внешние заимствования постепенно приняли интернациональную форму, характеризующуюся повышением значения международных финансовых институтов при принятии решений о кредитовании и урегулировании накопленной задолженности различных категорий стран. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание роста мирового внешнего долга его размеры продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительный внутренний экономический потенциал. Во многих странах решение задач в этой сфере заключено в рамки отдельного направления государственной политики, именуемого управлением внешним долгом. Основная цель управления государственным долгом заключается в обеспечении удовлетворения потребностей правительства в финансировании и выполнении его обязательств по платежам при наименьших затратах в средней и долгосрочной перспективе при разумной степени риска. Эффективная система управления внешним долгом, действующая во многих зарубежных странах, обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет им экономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте. Несомненно, данный опыт заслуживает самого глубокого и всестороннего анализа. Наличие значительного по объему внешнего долга является также одной из актуальных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики в частности. Российская система управления долгом на протяжении 1990-х гг. практически не модифицировалась в отличии от многих развитых и развивающихся стран. За последние годы ситуация в долговой сфере России принципиально поменялась. В настоящий момент отмечаются и существенные изменения в сфере управления долгом России. Правительство Российской Федерации и Министерство финансов постепенно начинают выходить за рамки краткосрочных, тактических мер; понимание важности скорейшего освоения современных подходов к безопасному управлению суверенной задолженностью находят все большее число сторонников в структурах российской федеральной власти. Основные положения долговой политики на 2007 – 2009 гг. включают в себя новейшие технологические подходы к решению долговых проблем, присущие мировому долговому менеджменту.

Совершенно очевидно, что перспективы дальнейшего развития страны и повышения благосостояния её населения прямо связаны с решением проблемы государственных долгов и выработки единой системы эффективного управления внутренней и внешней задолженностью России.

С приходом в 1991 г. нашей страны к рыночным методам возникла потребность в исследованиях по проблемам инвестиционной деятельности и роли государственных займов в развитии экономики, в итоге появились работы Б. И. Алехина, Б. А. Данилова, Ю. Я. Вавилова, А. Вавилова, А. Е. Воробьева, В. А. Галанова, и др.

Данная работа имеет своей целью выявление изучение и исследование основных тенденций в сфере внешних заимствований, проработку в теоретическом и аналитическом аспекте путей решения и урегулирования долговой проблемы, выявление путей повышения эффективности управления внешним долгом. Достижение указанной цели будет основано на постановке и последовательном решении следующих задач: выявление и анализ причин обострения долговой проблемы за рубежом и в России на различных временных отрезках; определение количественных и качественных характеристик, свойственных текущему состоянию мирового внешнего долга; систематизация и обобщение теории и практики урегулирования внешней задолженности, выявление новых подходов в управлении государственным внешним долгом, определение оптимальных для РФ схем погашения государственной внешней задолженности.

Объектом исследования является система внешних заимствований за рубежом и в России. Предметом исследования служат принципы, методы и инструменты, используемые в управления государственным внешним долгом.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс РФ.- М.: Омега-Л, 2004г.

2. Об исполнении Федерального бюджета за 2001 год: Федеральный закон от 7.06.03г. №67-ФЗ.

3. Об исполнении Федерального бюджета за 2002 год: Федеральный закон от 8.05.04г. №35-ФЗ.

4. Об исполнении Федерального бюджета за 2003 год: Федеральный закон от 4.04.05г. №30-ФЗ.

5. Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год: Федеральный закон от 15.04.06г. №52-ФЗ.

6. Об исполнении Федерального бюджета за 2005 год: Федеральный закон от 7.05.07г. №41-ФЗ.

7. Алехин Б. И. Государственный долг – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 335с.

8. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-изд., переработанное и дополненное – М.: ООО «Городец-издат», 2004 -400с.

9. Воробьев А. Е., Чекушина Т. В. Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006. - 416с.

10. Вавилов Ю. Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 265с.

11. Врублевская О. В., Романовский М. В. Финансы, денежное обращение, кредит – М.: Юрайт-Издат, 2004. -554с.

12. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 432с.

13. Романовский М. В., Белоглазова Г. Н. Финансы и Кредит. –М.: Высшее образование, 2005. -575с.

14. Воронин Ю. Управление государственным долгом// Экономист. – 2006. -№1 – С. 59-67.

15. Дмитриев В. А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и Кредит. – 2006. - №10. – С. 10-22.

16. Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // 2004. http://www.opec.ru/library.

17. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций// Рынок ценных бумаг. -2006. -№3(306) – С. 22-30.

18. Табачков М. Н. Анализ системы управления государственным долгом РФ// Аналитическая записка. – 2006. - №6

19. Хейфец Б. А. Управление государственным долгом в Царской России// Финансы. – 2003.- №11 – С.67-70.

20. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006. -№4 – С. 51-57.

21. www.minfin.ru

22. www.cbr.ru

Примечания:

Примечаний нет.