Направления реформирования финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Цена: 1200 р.  | Страниц: 78  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 27

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО 30

ХОЗЯЙСТВА 30

Характеристика ЖКХ как отдельного вида рынка 30

Государственное регулирование жилищно-коммунального 37

хозяйства 37

Жилищно-коммунальное хозяйство как часть общественного 48

сектора экономики 48

2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 52

2.1 Анализ финансирования ЖКХ 52

2.2. Тарифы жилищно-коммунального хозяйства как основа общественного сектора экономики города 45

T=S+П (1) 48

2.3. Формирование хозяйственного механизма и системы 48

управления ЖКХ 48

2.4. Система финансового планирования в ЖКХ г. Ижевска 3

3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА г. ИЖЕВСКА 10

3.1. Социально-экономический анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска 10

Удельный вес, % 12

3.2. Привлечение инвестиций для финансирования реформы ЖКХ 16

Стоимостная оценка предполагаемых мероприятий и их последствия для бюджета 23

9. Адресные субсидии 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отли-чался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, получал значительные дотаци¬онные вливания в годы советского пе-риода. В условиях перехо¬да к рыночной экономике жилищная проблема в России сущест¬венно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

Отказ государства от роли одновременно собственника, за¬казчика и подрядчика, общая финансовая нестабильность, рост инфляции, бюджетный дефицит, усугубленные снижением пла¬тежеспособности населения, а также появление в результате межнациональных конфликтов большого количества мигрантов вызвали настоятельную потребность в проведении жилищной ре-формы как неотъемлемой части стабилизации экономики го¬сударства.

В условиях дифференцированного подхода к использованию основных фондов жилищно-коммунального назначения, расши¬рения сферы услуг зна-чительно возросли количество и качест¬венный состав владельцев жилищно-го фонда, а также увеличилось число организаций-партнеров, имеющих различ-ные виды собственности и организационно-правовые формы. Небезызве¬стно, что спрос на услуги ЖКХ в ряде случаев превышает пред¬ложение, тем не менее эта отрасль продолжает из года в год ос¬таваться убыточной; она терпит значитель-ные убытки прежде всего из-за неплатежей, ставших настоящей проблемой пе-ре¬ходного периода, поэтому реформа финансирования содержания жилья на-правлена на повышение рентабельности отрасли, уменьшение и постепенный от-каз от государственных дотаций за счет полного внесения собственниками, нани-мателями и аренда¬торами жилья оплаты за предоставленные им услуги.

К этому необходимо добавить, что льготы, которые предос¬тавляет госу-дарство при оплате жилья и коммунальных услуг (выпадающие доходы), в на-стоящее время из-за отсутствия ме¬ханизма их возмещения не способствуют стабилизации финан¬сового состояния предприятий ЖКХ.

В последние годы политика развития отрасли осуществля¬лась по несколь-ким направлениям: с одной стороны, по линии Минстроя РФ, которым поддер-живались естественные монопо¬листы: водоканалы, энергетические сети; с дру-гой - по линии органов местного самоуправления, которым были переданы функции управления жилым и нежилым фондом, ремонт инже¬нерной инфра-структуры и т.д. и которые непосредственно со¬прикасаются с потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Существующая -нормативная база жилищно-коммунального хозяйства в це-лом представляет собой действующие законода¬тельные и другие нормативные документы, разработанные ми¬нистерствами и ведомствами, в компетенцию ко-торых входит методологическое обеспечение расчетов по оплате жилья и жи¬лищно-коммунальных услуг с подробным отражением отрасле¬вых особенностей. Она (нормативная база) призвана обеспечить регулирование работы данной от-расли в рыночных условиях и способствовать проведению жилищно-коммунальной реформы. Опубликованные в последнее время законы и норма-тивные документы затрагивают вопросы организации порядка оплаты жилья; ме-тодологии расчета себестоимости услуг по содержа¬нию и ремонту жилья; уп-латы НДС и оформления счетов-фактур; проведения экспертизы тарифов на то-вары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, и другие проблемы.

С экономической точки зрения не имело большего значения финансиро-вание экономического блага «жилищно-коммунальные услуги» посредством осуществления максимальных капитальных вложений в системах централь-ного теплоснабжения, управления лифтовым хозяйством и др., либо увели-чения доходов населения, которое, в свою очередь, посредством индивиду-ального строительства, стимулировало бы развитие строительной индустрии и энергетического машиностроения, поскольку все ресурсы экономики были сконцентрированы в секторе государственных финансов. Однако с политиче-ской финансирование частных сбережений и инвестиций отнюдь не сообра-зовывались с идеологией коммунистического общества.

Таким образом, построение жилищно-коммунального хозяйства осуще-ствлялось исходя из ряда системообразующих факторов, таких как макси-мальные масштабы производства, высокие первоначальные капитальные вложения, отсутствие какой-либо дифференциации как по предоставляемым услугам, так и по категориям граждан, которым предоставляются эти услуги, отсутствие объективных предпосылок к внедрению систем индивидуального учета потребляемых благ, отсутствие четких границ между ведомственной и государственной принадлежностью как жилого фонда, так и предоставляе-мых жилищно-коммунальных услуг.

В результате, отрасль стоит на грани экономического, финансового, со-циального и технологического краха. Поэтому реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации ещё в начале 90-ых годов, является на сегодня одним из приоритетных направлений социаль-ной и экономической политики государства.

Цель данной дипломной работы – определение приоритетных направле-ний реформирования финансирования отрасли жилищно-коммунального хо-зяйства в условиях рынка, основных социально-экономических и финансо-вых проблем реформы, формирование предложений по их разрешению, раз-работка системы управления жилищным хозяйством города Ижевска, кото-рая позволит решить задачи:

- снижение стоимости и повышения качества услуг;

- совершенствование механизма финансирования отрасли;

- усиление социальной политики в сфере ЖКХ;

- обеспечение контроля за состоянием жилищного фонда и качест-ва производимых и поставляемых услуг.

В первом разделе работы сформулированы основные принципы орга-низации финансов жилищно-коммунального хозяйства, проведен краткий анализ исторических аспектов формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, как части общественного сектора экономики.

Во втором разделе сформулированы принципы формирования финансов жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрена новая система управления жилищным хозяйством на основании проведенного анализа опыта управле-ния жилищно-коммунальным хозяйством в России и за рубежом, рассмотре-ны основные аспекты финансового планирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и практические наработки, используемые в организации финансо-вого планирования в г. Ижевске на примере формирования финансового плана МУ «Городское Жилищное Управление – Управляющая Компания в ЖКХ г. Ижевска».

В третьем разделе работы проведен краткий анализ социально-экономического состояния жилищно-коммунального хозяйства, анализирует-ся практическая деятельность органов местного самоуправления по реализа-ции реформы ЖКХ в г. Ижевске. Приведена стоимостная оценка последствий предполагаемых реформой мероприятий для различных социальных групп и их последствия для бюджета РФ.

В заключении кратко сформулированы основные выводы и предложе-ния, сформулированные в работе.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА

Характеристика ЖКХ как отдельного вида рынка

Руководство местным самоуправлением, городским хозяйством, инсти-тутами “благосостояния”, “благоустройства”, “городского и земского дела”, “коммунального (общего) дела” в России испокон века входило в компетен-цию органов внутренних дел государства. Надзор за исполнением этих функ-ций записан за учрежденной в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем рос-сийской полицией. А в 1721 г. Петр I именовал полицию “душой гражданст-ва и всех добрых порядков”, связывая с полицией понятия “благосостояния населения”, запрещения “излишеств в домовых расходах”, учинения (то есть создания) “добрых землевладельцев”, “производства чистоты на улицах и в домах” и т.д.

Список литературы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа социально-экономических и финансовых проблем жилищно-коммунального хозяйства города было установлено, что концептуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как особой части общественного сектор экономики кроются в необходимости перестройки институционального устройства жилищно-коммунального хозяйства, по итогам которой должен быть сформирован организационный механизм, позволяющий разделять функции управления, производства и финансирования жилищно-коммунальных услуг, и комплексного пересмотра экономического характера жилищно-коммунальных услуг, следствием чего должно стать усиление индивидуального потребления и, как следствие, частного сектора.

В работе предложены следующие рекомендации:

- Необходимо разработать и внедрить модель управления жилищным фондам, отвечающую рыночным требованиям;

- Компания по управлению жилищным фондом должна представлять жителей и обеспечивать их всеми ЖКУ по доступной для населения цене, качеству и количеству;

- Оплата ЖКУ должна обеспечивать поддержание строгого равенства спроса и предложения, что предполагает высокую подвижность тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как между различными группами потребителей, так и по параметрам качества и количества.

- Существующие доходные источники во многом можно считать исчерпанными. Дальнейшая ориентация исключительно на используемые ранее механизмы финансирования не способствует масштабной реконструкции и переходу к новым технологиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, является первоочередным условием снижение общественных затрат на содержание городской инфраструктуры.

Необходимо реализовать программу реформирования ЖКХ.

Основными задачами программы являются:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, перехода от дотирования жилищно- коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к адресному субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- снижение издержек и повышение качества предоставления жилищно- коммунальных услуг, а также формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания устойчивых, эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов;

обеспечение государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, в основном на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов п

Примечания:

работа неполностью