Направления совершенствования формирования налоговых доходов местных бюджетов
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 78 |
Формат: doc |
Год: 2005 |
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Финансовые основы функционирования органов местного самоуправления 6 1.1. Организация бюджетной системы Российской Федерации 6 1.2. Доходы бюджетов разных уровней по Российской Федерации 9 1.3. Формирование налоговых доходов местных бюджетов 14 1.4. Зарубежный опыт в функционировании органов местного самоуправления 30 2. Анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района 32 2.1. Краткая характеристика муниципального образования Солнечного района 32 2.2. Анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района 37 2.3. Практика формирования налоговых доходов бюджета Солнечного района 48 3. Направления совершенствования формирования налоговых доходов местных бюджетов 60 3.1. Проблемы формирования налоговых доходов бюджета Солнечного района 60 3.2. Мероприятия по оптимизации налоговых поступлений в бюджет Солнечного района 63 Заключение 72 Список литературы 77 Введение Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется, прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира. Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, играет ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета, и, в частности, налоговой его составляющей, государство образует и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса (глава 16), ее нормы носят преимущественно декларативный или дефинитивный характер и не рассчитаны на прямое действие. Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена, во-первых, тем, что налоговые поступления являются одной из основных доходных статей бюджета любого уровня, в том числе и местных бюджетов; во-вторых, из всех аспектов бюджетных отношений налоговые отношения относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Важность изучения данной проблемы обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий местного самоуправления в Российской Федерации. Данная работа ставит своей целью раскрыть механизмы формирования налоговых доходов местных бюджетов Российской Федерации Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1) определено понятие бюджетной системы и бюджетов различных уровней; 2) определены основные принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней; 3) охарактеризованы доходные полномочия центра и субъектов РФ; 5) проведен анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района Хабаровского края за 2002-2004 годы; 6) разработаны основные направления повышения эффективности формирования налоговых доходов Солнечного района Хабаровского края. Нормативно-правовой базой данной работы являются Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным закон «О федеральном бюджете РФ», Закон Российской федерации ”Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”, Областные законы Хабаровского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Хабаровского края», Закон Хабаровского края «Об областном бюджете Хабаровского края на 2000 год» и другие нормативные документы. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам бюджета. В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс». В соответствии с характером темы и объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования. По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении дается оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, формулируются теоретические основы и методология исследования. В первой главе работы «Финансовые основы функционирования органов местного самоуправления» рассматривается организация бюджетной системы в Российской Федерации, доходы бюджетов разных уровней по РФ, процесс формирования налоговых доходов местных бюджетов, а также зарубежный опыт в функционировании органов местного самоуправления. Во второй главе работы «Анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района» приводится краткая характеристика муниципального образования, анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района и практики их формирования. В заключительной, третьей главе работы «Направления совершенствования формирования налоговых доходов местных бюджетов» рассматриваются проблемы формирования налоговых доходов бюджета Солнечного района Хабаровского края, определяются мероприятия по оптимизации налоговых поступлений в бюджет Солнечного района. Заключение содержит основные выводы и предложения, характеризующие итоги работы, социально-экономическую эффективность мероприятий реформирования бюджетной системы на местном уровне. 1. Финансовые основы функционирования органов местного самоуправления 1.1. Организация бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: ? первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ? второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ? третий уровень - местные бюджеты. Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных) (см. рисунок 1). Государственная бюджетная система РФ состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы: ? принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом; ? принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ; ? принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей; ? принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Список литературы 1. Бюджетный кодекс РФ: Закон РФ от 31.07.1998 №145 – ФЗ, (в редакции от 1 января 2003 года). 2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 31.07.1998 № 146 –ФЗ. 3. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты законодательства Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности». 6. Федеральный закон от 23.12.2003 г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». 7. Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». 8. Федеральный закон от 30.12.2001 года N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год». 9. Федеральный закон от 25.09.97 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». 10. Приказ Минфина России от 15.09.2004 г. №79н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. №127н». 11. Приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год». 12. Указ Президента РФ от 5.05.1998 №495 «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» 13. Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 №1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов». 14. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 г. 15. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584. 16. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления (“Круглый стол” в Институте государства и права РАН) // Государство и право. - № 5. – 1997. 17. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 658 с. 18. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 389 с. 19. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. – 2002. - №8. – С. 9-12. 20. Кадочников П., Луговой О., Синельников С. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. - М.: Юнити, 2002. – 486 с. 21. Карловская Е.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного технического университета, 2001. – 318 с. 22. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Экар, 2003. – 378 с. 23. Синельников С. и др. Реформа налоговой системы в России: тенденции, проблемы, рекомендации. – М.: Институт экономики переходного периода, 2000. – 325 с. 24. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Научные труды №24Р. – М.: ИЭПП, 2003. – 311 с. 25. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2002.-224 с. 26. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23. 27. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. – 1999. - № 12. – с.12-14. 28. Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе //Финансы. – 1999. - № 1. – С.48-51. 29. Павлова А. Источники финансирования бюджетного дефицита //Экономист. - 1998. - № 1. – с. 76-80. 30. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления //Финансы. – 2002. – №3. – с. 5-9. 31. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2004 год (анализ концепции) // Экономист, 2003. - №5. – с.59-67. 32. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. – 1998. - №1. - с. 7-11. 33. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству //Финансы. – 1998. - №7. - с. 8-11. 34. Семенов К.Р. Налоговый потенциал региона и налоговые доходы местных бюджетов. // Журнал «Налоговый вестник», №1, 2000 г. – с. 12-15. 35. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления //Финансы. – 2000. - №2. - с. 8-9. 36. http://www.minfin.ru/budjet/budjet.php Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: