ВОЗМОЖНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 107  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 7

1.1. Основы функционирования пенсионной системы и пенсионных фондов 7

1.2. Пенсионные фонды как субъекты инвестиционного рынка 20

2. ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 26

2.1. Экономический рост и факторы его определяющие 26

2.2. Воздействие пенсионной системы на инвестиции и экономический рост 33

2.3. Мировой опыт использования пенсионных инвестиций 49

3. ВОЗМОЖНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 67

3.1. Современное состояние и инвестиционная деятельность пенсионной системы 67

3.2. Кризис инвестиций и подходы к инвестированию средств пенсионного резерва 81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102

ПРИЛОЖЕНИЯ 105

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция Пенсионной системы.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы связана с тем, что пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

Анализ структуры пенсионной системы РФ позволяет сделать вывод о том, что она находится на пути перехода от распределительной к накопительной системе и её можно охарактеризовать, как распределительно-накопительную или условно-накопительную.

Дополнением к государственному пенсионному обеспечению в РФ сформирована система негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно НПФ, вспомогательные компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Одной из характеристик накопительной системы является то, что Пенсионные фонды выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоёв населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные ресурсы работодателей. Неликвидность активов ПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надёжностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед ПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций.

Наличие огромных финансовых ресурсов порождает проблему их сохранения и приумножения. Приходится констатировать, что до сих пор, имея дело с относительно небольшими ресурсами, НПФ в основной своей части с ней не справляются. Однако с созданием профессиональных пенсионных систем и осуществлением процесса реального инвестирования пенсионных ресурсов эта проблема выйдет на первый план. Оптимальным решением многие специалисты называют внедрение государственных долгосрочных облигаций подобно действующим во многих развитых странах мира.

Целью данной работы является исследования использования пенсионных инвестиций как фактора экономического роста в РФ.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть основы функционирования пенсионной системы и пенсионных фондов

2. рассмотреть пенсионные фонды как субъекты инвестиционного рынка

3. рассмотреть экономически рост и факторы его определяющие

4. рассмотреть воздействие пенсионной системы на инвестиции и экономический рост

5. рассмотреть мировой опыт использования пенсионных инвестиций

6. рассмотреть современное состояние и инвестиционную деятельность пенсионной системы

7. рассмотреть кризис инвестиций и подходы к инвестированию средств пенсионного резерва

В качестве объекта исследования в работе выступают пенсионные инвестиции

В качестве предмета исследования в работе выступают использование пенсионных инвестиций в РФ.

С целью изучения вопросов темы и проведения аналитических исследований использовались следующие методы исследований:

? монографический – предполагает изучение опыта формирования и использования внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях с целью использования данного опыта на практике;

? метод сравнения – предполагает сопоставление изучаемого явления с ранее изучаемыми с целью определения общих черт или различий между ними;

? индексный метод - позволяет изучить изменения объекта в динамике по сравнению с данными прошлых лет, измерить влияние отдельных факторов на формирование и изменение характеристик изучаемого объекта.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законодательно-нормативная база о пенсионном обеспечении на федеральном и региональном уровне.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

1.1. Основы функционирования пенсионной системы и пенсионных фондов

Пенсионная система РФ

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России ( ПФР ).

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

• сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

• финансирование выплаты пенсий.

В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного фонда и доводят их до пенсионеров.

Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.

Кроме того, ПФР осуществляет:

• начислени

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике от 30 сентября 2004 г. по проекту федерального закона N 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"

2. О поступлении в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации доходов, администрируемых ФНС России, в январе-мае 2005 года / Федеральная налоговая служба

3. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 14 декабря 2001г.№ 164-ФЗ/ «КонсультантПлюс»

4. Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ/«Консультант Плюс»

5. Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ/«Консультант плюс»

6. Пенсионный фонд Российской Федерации от 11.03.2002 № МЗ-09-25/2186

7. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ "О создании управлений ПФР в федеральных округах" от 9 октября 2000г. № 118/ «КонсультантПлюс»

8. Телеграмма ЦБ РФ «О процентной ставке рефинансирования», установленной в 2002, 2003 и 2004 годах.

9. Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государствен¬ным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" от 27 сентября 2000г. № 1709/ «КонсультантПлюс»

10. Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд, 2000

11. Барчук В.В. Пенсионный фонд России сегодня // Экономика и жизнь. – 2006. - №29

12. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения. - СПБ., БИ, 2003

13. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. А.М. Годин, Н. С. Максимов, И.В, Подкорина.: Дошков и К, 2003.

14. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин-М.: Дошков и К, 2002.

15. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

16. Дмитриев М.Э. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования // Социальная защита. - 2006 . - №7

17. Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России \\ Пенсия. – 2006. - N3

18. Колесник А.П. Тенденция развития пенсионной системы и ее адаптация к условиям рыночной экономики // Пенсия. - 2006 . - №1 (4)

19. Лолев Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования //Вопросы экономики. – 2006. - №8. – С. 12-16

20. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы \\ Человек и труд. - 2006. - N 12. – С. 12-16

21. Люблин Ю.З. О состоянии пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Пенсия. – 2006. - №3 (6).

22. Михальчук В. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов //Финансы. - 2006. - №3

23. Мойрер А. Какую систему пенсионного обеспечения выбрать: перераспределительную или накопительную? // Человек и труд. – 2006. - №2

24. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. Владимирова Л.П. - М.: Дашков и К, 2004.

25. Римашевская Н. , Бочкарева В. Пенсионная система // Свободная мысль. – 2004. - №5.

26. Соловьев А.К. Социальное обеспечение пенсионеров в условиях рынка.- М: «Профиздат», 2004

27. Соловьев А.К. Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России // Финансы. – 2006. - №5. – С. 11-12

28. Соловьев А.К. Пенсионная система: проблемы плательщиков и пенсионеров // Человек и труд. - 2006. - №6

29. Соловьев А.К. Пенсионеры и бюджет пойдут в одном ряду // Ваше право. – 2006. - №№ 33-34

30. Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 2001.

31. Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Рос. Экон. акад., 2000.

32. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

33. Финансы. Учебник / Под ред. проф.В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

34. Финансы: Учебник/ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика, 2003

35. Финансы .Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2003

36. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти-М.: Юрайт-М, 2002.

37. Финансы: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

38. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2004

39. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Чернова-М.: Проспект, 2005

40. Якушев Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. - М., 2004

41. http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации

42. www.actuaries.ru/lit/books/book1/list.php.

43. www.ice.ru/pensionreform/rus/Labs-r/PensionRefirm-LabsR.php.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема функционирования ППС

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Примечания:

Примечаний нет.