Формирование организаторских умений у студентов педагогического факультета физической культуры

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Организаторские умения в научно-методической литературе………....6

1.2 Организаторские умения в структуре педагогической

деятельности………………………………………………………………....20

1.3 Педагогическая практика, как фактор формирования

организаторских умений………………………………………………….....25

Выводы по главе 1…………………………………………………………....30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования………………………………………………32

2.2 Методы исследования………………………………………………..…..33

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3. Исследование уровня организаторских умений в зависимости от

спортивной специализации……………………………………………...….37

3.1 Исследование рейтинга организаторских умений в зависимости от

сложности исполнения…………………………………………………...….48

ВЫВОДЫ...............................................................................................................52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….54

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....57

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, время радикальных политических и социально-экономических реформ, становления рыночных отношений, встает проблема повышения качества организаторской деятельности и формирования организаторских умений.

Наиболее остро стоит проблема формирования организаторских умений в педагогической деятельности, так как они входят в структуру профессионально важных качеств педагога и являются неотъемлемыми элементами этой деятельности. От уровня организаторских умений зависит, насколько качественно и быстро будет идти образовательный процесс, как его подопечных, так и самообразования.

Организаторскую деятельность, в общем, и организаторскую деятельность, как элемент педагогической деятельности, рассматривали такие авторы, как Г.В. Брагина, 1988; Д.М. Гвишиани, 1972; Н.В. Кузьмина, 1973; Б.Д. Красовский, 1973; В.С. Кузнецова, 1974; А.Н. Лутошкин, 1986; И.С. Мангутов, 1976; В.Н. Николаев, 1976; Г.В. Невская, 1977; В.Ю. 0зира, 1982; В.Д. Сапоровский, 1980; Л.И.Уманский, 1976, 1980; В.А. Якунин, 1990 и др.

Формированием умений и навыков во время педагогической практики у студентов занимались О.А. Абдулина, 1989; Н.Н. Загрязкина, 1989; С.И. Кисельгоф 1973 и др.

В нашей работе мы рассматриваем формирование организаторских умений у студентов педагогического факультета физической культуры, так как деятельность учителя физической культуры непосредственно связана с организацией и проведением урока в постоянно меняющихся условиях.

Организаторская деятельность, которая состоит из организаторских умений и навыков, является одним из важных компонентов деятельности

4

учителя физической культуры. Учитель физической культуры, тренер, преподаватель намного чаще сталкивается с организацией и проведением педагогического процесса (на уроках, тренировках, занятиях) и формирует умения и способности, в том числе к организаторской деятельности, у своих подопечных. В связи с этим, исследование формирования организаторских умений у студентов педагогического факультета физической культуры является, более чем, актуальным.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. В процессе педагогической практики начинается интенсивное формирование основ профессионально-педагогических умений (организаторских умений), так как деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна по содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы [15].

Цель исследования – определить динамику формирования организаторских умений студентов ПФФК.

Объект исследования – учебно-педагогическая деятельность студентов ПФФК.

Предмет исследования – формирование организаторских умений студентов ПФФК в ходе педагогической практики.

Гипотеза исследования – наиболее эффективное формирование организаторских умений студентов ПФФК будет проходить в условиях педагогической практики.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования.

2.Определить исходные уровни организаторских умений студентов ПФФК, на различных курсах обучения.

5

3.Выявить динамику формирования организаторских умений студентов ПФФК в зависимости от спортивной специализации.

4.Определить рейтинг организаторских умений в зависимости от сложности исполнения.

Научная новизна исследования заключается в апробации метода оценки уровня организаторских умений (теста) разработанного на кафедре теоретических основ физической культуры ПФФК УдГУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе выявленных в ходе исследования результатов, возможно объективное оценивание формирования организаторских умений и профессионального мастерства, в частности, студентов ПФФК.

Список литературы

54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдулина О.А.; Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов.

М.: Просвещение, 1989.-173 с.

2.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Наука, 1973.-347 с.

3.Басов Н.В. Педагогика и практическая психология. Учеб. пособие. Ростов на Дону: Феникс, 1999.-412с.

4.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Издательство ЛГУ, 1965.-158 с.

5.Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука,1972.-536 с.

6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- 2-ой т. М: ОЛМА – Пресс, 2002.-668 с.

7.Диянова З.В. Особенности продуктивной педагогической деятельности мастера производственного обучения. Издательство ЛГУ, 1982.-65 с.

8.Иванов В.Г. Коллектив и личность. Издательство ЛГУ, 1971.-189с.

9.Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Издательство ЛГУ, 1973.-152 с.

10.Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Издательство ЛГУ, 1960.-164с.

11.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. М.: Наука, 1967.-

65 с.

12.Кузьмина Н.В., Жуков Р.В., Пароходов Ю.Н. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля. Издательство ЛГУ, 1985.-96 с.

13.Кузьмина Н.В. Способности, одаренности, талант. Издательство ЛГУ,

1987.-96 с.

55

14.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Наука 1989.-

166 с.

15.Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. М.: Наука, 1993.-54 с.

16.Кузьмина Н.В.; Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. М.: Наука, 1993.-54 с.

17.Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. М.: Просвещение, 1985.-96 с.

18.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Педагогика,1986.-208 с.

19.Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. М.: Молодая гвардия, 1975.-233 с.

20.Морозов В.С. Социальный интерес и поведение личности. М.: Наука, 1977.-63 с.

21.Немов Р.С. Учебник психологии. Книга 1: Общие основы психологии. 3-е издание. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997.-688 с.

22.0зира В.Ю. Управление экономикой и современный руководитель. М.:

Экономика. 1982.- 55 с.

23.Основные направления перестройки высшего и средне-специального образования в стране. М.: Наука, 1987.-96 с.

24.Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя. М.: Наука, 1980.-112 с.

25.Педагогическое мастерство. Под ред. Брагиной Г.В. Симферополь, 1994.-73 с.

26.Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.

27.Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.-448 с.

28.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика,

1989.-416 с.

56

29.Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971.-115 с.

30.Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М.: Педагогика, 1982.-143 с.

31.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-329 с.

32.Уманский Л.И., Мангутов И.С. Организатор и организаторская деятельность. Издательство ЛГУ, 1976.-312 с.

33.Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. Издательство ЛГУ, 1979.-92 с.

34.Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. М.: Молодая гвардия, 1975.-220 с.

35.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М. Просвещение, 1980.-160 с.

36.Хмель Н.Д. Педагогическая культура и педагогическое мастерство. М.: Педагогика, 1974.-78 с.

37.Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Наука, 1967.-

98 с.

38.Якунин В.А. Педагогическая психология. Учеб. пособ. М.: Педагогика, 2-е издан., 2000.-250c.

Примечания:

Примечаний нет.