Ознакомление старших дошкольников со спортивными играми (с элементами баскетбола)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 148  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы обучения старших дошкольников игре в баскетбол 7

1.1. Возникновение и развитие баскетбола в стране и за рубежом 7

1.2.Разработка вопросов обучения детей элементам спортивных игр в современных исследованиях 12

1.3.Значение игры с элементами баскетбола для разностороннего развития детей 17

1.4. Характеристика техники и особенностей обучения элементам игры баскетбол 21

1.4.1. Техника выполнения действий с мячом в старшем дошкольном возрасте 21

1.4.2. Методы и приемы обучения элементам игры в баскетбол детей старшего дошкольного возраста 29

1.4.3.Организация условий для обучения детей элементам игры в баскетбол 33

1.4.4. Анализ программ по обучению детей игре в баскетбол 35

Глава 2.Эксперементальная работа по ознакомление старших дошкольников со спортивными играми 41

2.1.Изучение уровней развития умений использовать элементов баскетбола у детей старшего дошкольного возраста 41

2.2. Ознакомление старших дошкольников с элементами баскетбола 49

2.3.Анализ результатов формирующего эксперимента 62

Заключение 68

Список литературы 70

Приложения 75

Введение

Тема данной работы "Ознакомление старших дошкольников со спортивными играми (с элементами баскетбола)", особо актуальна на сегодняшний день, в связи с тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях в работе по развитию движений наметилась тенденция к повышению двигательной активности детей в режиме дня за счет комплексного применения различных средств физического воспитания, разнообразия форм работы с детьми по физическому воспитанию.

Однако, столь важным средством развития движения, которые занимают спортивные упражнения и игры с элементами спортивных игр, отведено недостаточное место.

Среди причин можно назвать самые основные - это недостаточное количество спортивного оборудования и инвентаря в дошкольных учреждениях, отсутствие квалификации у воспитателей, вследствие чего, у детей не сформированы навыки, необходимые для игр с элементами спорта.

Спортивные игры и упражнения, благодаря разнообразию действий в игровых ситуациях, большой эмоциональности и динамичности являются для дошкольников особенно привлекательными.

Они способствуют развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, нравственно - волевых качеств) создают благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования.

Использование этих средств приобщает детей к единоборству. А их разнообразие позволяет всесторонне воздействовать на мышечную, дыхательную и сердечно - сосудистую системы.

Среди спортивных игр с мячом особое место занимают игры с элементами баскетбола. Играя в баскетбол, дети упражняются не только в передачах мяча, ведении мяча, бросков мяча в корзину, но и совершенствуют такие важные виды основных движений, как бег и прыжки.

Причем, передвижение по площадке упражняет ребенка в беге самыми различными способами (с изменениями направлений, скорости, остановками).

Составляющим игры в баскетбол являются различные виды прыжков, особенно прыжок в высоту с разбега и с места.

От умения детей владеть этими видами прыжковых упражнений зависит развитие игровой ситуации и результат игры.

Вместе с тем, в отличие от других спортивных игр, в которых дети старшего дошкольного возраста на начальном этапе обучения уже имеют определенную готовность к овладению доступными элементами этих игр (например, игра в футбол, волейбол) на основе приобретенных навыков в процессе проведения подвижных игр в более раннем возрасте.

Дети даже старшего дошкольного возраста совершенно не владеют навыками игры с элементами баскетбола. И это связано не только со сложностью игровых действий, с тем, что во время игры в баскетбол, ребенок должен при ловле и бросании действовать двумя руками одновременно, определить траекторию полета мяча, но и уметь взаимодействуя в коллективе играющих при ловле, бросании, передачи быстро бегать, прыгать в длину и вверх с места и с разбега.

Многочисленные литературные источники свидетельствуют о важном значении игры в баскетбол для всестороннего развития ребенка.

Однако, воспитательно - образовательное влиянии данной игры не ограничивается только уровнем развития двигательных действий детей, характерных для данной игры (передача, ловля и ведение мяча), изменения в технике, скорости, точности выполнения действий с мячом зависят от умения детей быстро бегать, прыгать в длину и вверх с места (Т. И. Осокина, Э. С. Вильчковский, Э. Й. Адашкявичене).

Однако, в проанализированных работах, не уделялось достаточного внимания развитию у старших дошкольников прыжков в высоту с разбега.

Хотя, этот вид движений является составляющим сложных двигательных актов, представленных в баскетболе, и как рекомендуют Т. И. Осокина, А. В. Кенемен, Э. С. Вильчковский, А. И. Быкова начало овладения этим движением целесообразно на ступени старшего дошкольного возраста. Тем более, что в исследовании Э. Й. Адашкявичене упражнения и игры, подготавливающие к баскетболу, сюда входят бег, прыжковые упражнения, метание, являются частью подготовительного этапа обучения детей элементам игры в баскетбол.

Целью экспериментальной работы является определение педагогических условий обучения детей старшего дошкольного возраста прыжковым упражнениям, которые способствуют успешному овладению элементами игры в баскетбол.

Под педагогическими условиями понимается овладение детьми старшего дошкольного возраста ведением мяча в движении, передачи мяча, забрасывании мяча в кольцо.

Объект исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

Предмет исследования: Развитие умений элементов игры в баскетбол.

Методы исследования:

1. изучение и анализ педагогических исследований по теме исследования;

2. диагностика уровня развития умения использования элементов баскетбола у детей старшего дошкольного возраста;

3. констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Гипотеза: прыжки в высоту с разбега детей старшего дошкольного возраста являются средством специфической двигательной деятельности, необходимой для организации и методики обучения игре в баскетбол.

В ходе опытно - экспериментальной работы предстояло решить следующие задачи:

1. Определить уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

2. Систематизировать и выделить основные двигательные действия, характерные для игры в баскетбол.

3. Определить и описать содержание и методику обучения прыжкам в высоту с разбега на этапе его совершенствования, подготавливающие к баскетболу.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Названия основной части отображают ее содержание

Список литературы

1. Адашкевичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. - М.: Педагогика, 1983

2. Адашкявичене Э. Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере действий с мячом): автореф. дис….канд пед. наук - М,, 1977.-17 с.

3. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М., 1992

4. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. - М., 1983

5. Акимов В. Методика массового обучения игре в баскетбол юношей 15 - 16 лет в школьном коллективе физической культуры: автореф. дис…. канд. пед. наук - М., 1954

6. Автор - составитель: Нийминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов - н /Д: "Феникс", 2001. - 256 с.

7. Буцинская П.П. Физическое развитие дошкольников в детском саду. - М.: Просвещение, 1989

8. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1990

9. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. - М., 1955

10. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991

11. Вавилова Е. Н. Особенности бега детей\\ Дошк. воспитание. - 1975. - №5. - С. 20 - 25

12. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981

13. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1986

14. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983

15. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова; под ред С.А.Козловой. - М.: изд. центр "Академия".2002. - 320 с.

16. Воробьева Н. П. Спортивные игры. - М., 1973

17. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

18. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

19. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. - М.: Просвещение, 1982

20. Голощекина М. П. Спортивные игры \\ Дошк. воспитание. - 1977. - №5. - С. 90 - 93

21. Гомельский А. Я. Баскетбол завоевывает планету \\ баскетбол на Олимпийских играх. - 1980

22. Гришин В. Г., Остапов Н. Ф. Малыши открывают спорт. - М., 1975

23. "Детство" - программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 1995

24. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. - Киев, 1983

25. Зельдович Т. А., Кераминас С. А. Подготовка юных баскетболистов. - М., 1964

26. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник \\ Дошк. воспитание. - 1995. - № 6

27. Изергина К. П., Преснякова Л. С., Иншакова Т. В. Наш взрослый детский сад. - М., 1991

28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1966

29. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

30. Карманова Л.В., Шебенко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. - Минск: Полымя, 1987

31. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985

32. Козлов А.И., Харьковский В.И. Будь сильным, выносливым, ловким! - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988

33. Леонтьев А.Н. Современная психология. - М.: Педагогика, 1983

34. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.- Избр. пед. соч. Т.2. - М., 1952

35. Лескова Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10

36. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1974

37. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991

38. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М.: Просвещение, 1983

39. Мир детства. Дошкольник. - М.: Педагогика, 1987

40. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999

41. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. - Л.: Лениздат, 1990

42. Основы дошкольной педагогики // Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980

43. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986

44. Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, 1997.-479с.

45. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). - М.: Физкультура и спорт, 1992

46. Программа "Истоки"// Базис развития ребенка-дошкольника М. Просвещение . 2003 г.

47. "Программа воспитания и обучения детей в детском саду".Под редакцией М.А.Васильевой - М., 2005

48. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство"// Бабаева Т. И., Логинова В. И., Ноткина Н. А. Издательство: Детство-Пресс.2008 г.

49. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.

50. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001

51. Твой друг - игра: Репертуарный сборник и методические рекомендации по организации детских игр // Под ред. Е.В. Кордяк. - М.: Просвещение, 1988

52. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) // Под ред. И.Ю. Кистяковской. - М.: Педагогика, 1978

53. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) // Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1982

54. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы // Сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991

55. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М.: Физкультура и спорт, 1984

56. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М., 1983

57. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Педагогика, 1998

Примечания:

Примечаний нет.