Развитие скоростных способностей у мальчиков 12-13 лет

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 77  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ 8

1.1 Особенности психо-физического развития детей 12-13 лет 8

1.1.1 Физиологическое обоснование взаимосвязи физического и психического развития в детском возрасте 8

1.1.2. Физические качества и их характеристика в подготовке спринтера 17

1.2 Скоростные способности и проблемы его повышения в подготовке спринтера 25

1.2.1 Быстрота и скоростные качества 25

1.3 Нетрадиционные средства повышения скорости бега спринтера 32

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 37

2.1. Организационно методологическая часть исследования 37

2.2 Результаты эксперимента и его интерпретация 43

2.2.1 Измерение скоростных качеств 43

2.2.2. Контрольные испытания 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Введение

Актуальность. В современном спортивном мире идет постоянная борьба за улучшение спортивных показателей. Наиболее актуальна данная проблема в легкой атлетике, в специфической ее области - спринте.

В последнее время рекорды мира в спринте меняются очень редко, что объясняют стабильностью применяемых методик подготовки .

По мнению Озолина Э.С. применение традиционных средств тренировки не позволяет значительно увеличить длительность воздействия основной соревновательной нагрузки на организм спринтера. Исходя из чего, возникает необходимость поиска резервом повышения спортивных показателей в нетрадиционных средствах и методах подготовки бегунов на короткие дистанции .

В процессе многолетней тренировки бега на короткие дистанции основной проблемой является повышение скорости. В настоящее время существует многообразие средств применяемых в тренировке. Большинство специалистов пользуется часто применяемыми, традиционными средствами (бег на отрезках, бег по ветру с максимальной скоростью).

Нередко использование традиционных средств или однообразие применяемых упражнений в тренировке приводит к скоростному барьеру - автоматизации движений. В связи с этим возникает необходимость применения нетрадиционных средств, что подтверждается высказыванием специалистов в области спринтерского бега.

Они утверждают: путём преодоления барьера является включение новых средств тренировки, а одним и важных показателей, позволяющих не упираться в скоростной барьер - постоянно повышающийся уровень скоростно-силовой подготовки.

Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.

Известно, что скорость бега спортсмена зависит от длины и частоты шагов. Е. Гагуа пишет, что наблюдения за соревновательной деятельностью спринтеров высокого класса говорят о том, что в условиях бега, когда скорость достигает своих максимальных значений, длина и частота шагов входят в конкурентные взаимоотношения, увеличение длины шагa изменяет их частоту .

Заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, профессор Игорь Арамович Тер - Ованесян (1999 г.) считал, что основным и самым эффективным методом развития скоростно-силовых качеств у спринтеров является бег с отягощениями (манжеты на голени 1,5 кг, пояс 3 - 7 кг.).

Скорость зависит от длины и частоты движений. Ю. Малков (1998 г.) утверждает, что увеличению длины шагов при беге способствует скоростно-силовая подготовка. Многие специалисты относят эту подготовку, как решающий фактор для роста достижений в спринте, а скоростно-силовые качества развиваются, как выше сказано, по средствам упражнений с отягощениями в структуре бегового шага. Исходя из этого, возрастает роль применения в тренировочном процессе нетрадиционных средств развития компонентов скорости .

Частота движений в основном зависит от степени координации движений мышечных групп и взаимного соответствия силовым характеристикам мышц сгибателей и разгибателей бедра, а также разнообразие рывков - тормозящие упражнения с отягощениями в быстром темпе. Тер - Ованесян (1999 г.) утверждал, что частота движений развивается во время бега в упоре, бега с помощью тяги или звукового лидера, то есть нетрадиционных средств.

Исходя из вышесказанного, следует, что формирование скоростных качеств нетрадиционными средствами применяется, но является недостаточно изученным, в частности упражнение бег в висе с манжетами, закреплёнными на нижней части голени, как средство формирования скоростных способностей мальчиков 12-13 лет.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс бегунов на короткие дистанции.

Предмет исследования - Формирование скоростных качеств мальчиков 12-13 лет, путем применения специально-бегового упражнения "постановка шага" с дополнительным отягощением голени на компоненты скорости в беге на короткие дистанции.

Цель исследования - выявить эффективность воздействия упражнения "постановка шага" с дополнительным отягощением голени на компоненты скорости в беге на короткие дистанции.

Гипотеза - предполагаем, что упражнения "постановка шага" с дополнительным отягощением голени окажет положительное воздействие на результат в беге на короткие дистанции.

Задачи исследования:

1. Анализ литературных источников по теме исследования.

2. Определить влияние упражнения "постановка шага" с дополнительным отягощением голени на скоростные качества (способность к ускорению, скорость одиночного движения, скоростную выносливость) бегунов на короткие дистанции.

2. Исследовать особенности формирования скоростных качеств юных спринтеров, при применении упражнения "постановка шага" с дополнительным отягощением голени на увеличение длины и частоты беговых шагов.

3. Проследить изменения динамической силы в опорных точках бегового шага.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Естественный эксперимент.

3. Измерение скоростных качеств.

4. Контрольные испытания:

- хронометрия;

- темпометрия;

- полидинамометрия;

- дистанциометрия.

5. Математико-статистическая обработка полученных результатов.

Научная новизна: определяется тем, что направленное формирования скоростных качеств юных бегунов происходит при применении упражнении "постановка шага с дополнительным отягощением", и как метод развития скорости бега на сегодняшний день малоизучен.

Практическая значимость: результаты исследования помогут тренерам в поиске новых более эффективных средств подготовки юных спринтеров.

Список литературы

1. Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. - Минск, 2001. 330 с.

2. Албанин В. Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М. 2006. - 9 с.

3. Артынок А. С. Взаимосвязь компонентов скорости // Легкая атлетика. - 1978, №2. - С. 6 - 7.

4. Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы //Дефектология, 1980, №2.

5. Бакрадзе Т. А. Исследование эффективности специальных средств с искусственной тягой на развитие скоростных качеств бегуна: Автореф.дис…конд. пед. наук. - ТАРТУ, ТГУ, 1971. - 22 с.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2006.

7. Богваров М. Ассиметрия скорости // Легкая атлетика. - 2006, № 9. -С. 31.

8. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: 1998. С. 53 - 69.

9. Воронин В. И., Озолин Н. Г. Учебник для институтов физической культуры. М: Ф и С, 1979. - 597 с.

10. Гагуа Е. Размышление о спорте // Легкая атлетика. - 2006, № 10. - С. 19, 20.

11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.

12. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

13. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. - М.: 2005. -208 с.

14. Лавренко Н., Кравцов И. Эффект динамического срыва // Легкая атлетика. 1988. № 10. - С. 13-14.

15. Левченко С. 100 м - 9,83! Рождение рекорда // Легкая атлетика. - 1988, № 5 - С. 16-18,27

16. Легкая атлетика за рубежом. Под ред. Кайтмазовой Е.Н. М. 2004. 430 с.

17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963.

18. Малков Ю. П., Алабужев А. Е. Лекции по лёгкой атлетике для студентов факультетов физической культуры. Ижевск. 1998. 46 с.

19. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М. 2005. -181 с.

20. Мехрикадзе В. В. Критерии проектирования и конструирования бегового шага // Легкая атлетика . - 2004. № 5. - С. 17.

21. Мехрикадзе В. В. Метод повышения скорости бега спринтера // Легкая атлетика. - 1995, № 4. - С. 25.

22. Мехрикадзе В. В. О будущих разработках // Легкая атлетика. -1994. № 3. - С. 16

23. Мехрикадзе В. В. Тренировка юного спринтера. М.: Ф и С, 1999. 150 с.

24. Мехрикадзе В.В. О профессии тренера, поиска идей и спринтерского бега. М: Спорт Академпресс, 2001. 164 с.

25. Озолин В. Г., Воронина В.И., Примакова Ю. П. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры (4-е издание, переработано и дополнено).

26. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. М.: Ф и С, 1988. 288 с.

27. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.2002. 864 с.

28. Озолин Э. С. Спринтерский бег. - М.: Ф и С, 1986. С. 108, 132, 139.

29. Орещук С. А. Влияние отягощений в тренировке спринтера // Легкая атлетика. 2001. № 12. - С. 12-13.

30. Петровский В. В. Бег на короткие дистанции. - М.: Ф и С, 1973. 27с.

31. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.

32. Подготовка юных легкоатлетов. М.: Терра-спорт. 2000. 58 с.

33. Попов В. Б., Суслов Ф. П. Юный легкоатлет. М.: Ф и С, 1984. - 159 с.

34. Скляров А. В., Оренщук С. А. Резервы скорости спринтерского бега:- сборник научных трудов, Л/А. Киев. 1973. № 3. - С. 55.

35. Смирнов Н. С. Скоростно-силовая подготовка // Легкая атлетика. 1995. № 4. - С. 14.

36. Смирнов Н., Богваров Н. Манжеты легкоатлета // Легкая атлетика. 1996 № 9. -С. 21.

37. Смирнов Н.С. Совершенствования тренировки в скоростно-силовых видах // Легкая атлетика. 1994. № 4. - С. 26.

38. Тер - Ованесян И. О. Подготовка легкоатлетов: современный спорт.М.: Терра-спорт. 2000. 128 с.

39. Физическое воспитание в школе и вузах: Сборник для учителей школ, преподавателей и студентов высших заведений. Ставрополь. 1974. 342 с.

40. Физическое воспитание молодежи и олимпийское движение: материалы региональной студенческой научной сессии Уральской олимпийской академии. / Редакционная коллегия: Малков Ю. П., Северухин Г. Б., Феофилактов Н. З. Ижевск. 1995. 124 с.

41. Филин В. П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. М.: Ф и С, 1968. 240 с.

42. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академа. 2004. 480 с.

43. Черкасов Ю. Развитие скоростно-силовых качеств мышц под влиянием внешней среды с уступающим сопротивлением // Легкая атлетика. -1976. № 9. - С.22.

44. Ярошевич В.Г. Метод сопряженного взаимодействия в физической подготовке легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации: Автореф.дис…канд. пед. наук. - Минск, АФВС Республики Беларусь, 2000. 21с.

45. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. http://fk.kture.kharkov.ua/lec7src.php

Примечания:

Примечаний нет.