Техническая подготовка юных волейболистов

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 48  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ 7

1.1 История и основные элементы техники игры в волейбол 7

1.2 Возрастные особенности обучения школьников технике игры в волейбол 11

1.3 Факторы, влияющие на успешность формирования техники игры в волейбол 14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20

2.1 Организация исследования 20

2.2 Методы исследования 21

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние спортивного обучения игре волейбол характеризуется многообразием программного материала и широты применяемых средств. Однако на сегодняшний день не разработано ни одной оптимально эффективной методики обучения основам техники игры в волейбол на начальном этапе обучения, в стенах школы.

Применяемые программы отличаются нереальностью выполнения учащимися поставленных задач и их узкой направленности в сторону изучения отдельным элементам, не давая возможности комплексного применения навыков в игровых комбинациях[4].

Технические приемы волейбола относятся к сложнокоординационным движениям и поэтому требуют от педагога-тренера тщательной предварительной подготовки. Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников, публикаций во всемирной сети Интернет и др. Перед тренером-педагогом возникает задача правильного выбора и принятия решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства его учеников.

Как отмечал Д.Д.Донской [22], сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых [16].

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им [15,17]. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк [15]. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа - метод повторно-переменного упражнения.

Процесс игры, без которого нельзя строить урок, предполагает необходимость наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Поэтому и начальное обучение связано с освоением этих двух способов техники. Несколько позднее начинают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара. Одновременно с разучиванием нападающего удара (по принципу положительного переноса) осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего удара. Последней начинает осваиваться техника блокирования. Далее процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каждого из приемов [15].

Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста.

После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции [12]. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования. Для этого применяются такие упражнения, в которых главным является: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект может достигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений.

Известно, что существует отрицательный и положительный перенос между отдельными физическими качествами, между двигательными навыками и между качествами и навыками. Так, например, в антагонистических отношениях находятся точностные движения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена. А упражнения на выносливость отрицательно сказываются на скоростно-силовых проявлениях качеств [19].

Однако несмотря на широкую изученность вопросов обучения технике игры в волейбол недостаточно полно разработана методика использования тренажеров на занятиях физической культурой в школе при формировании игровых навыков волейболиста

Изложенное состояние вопроса является одной из причин необходимости оптимизации педагогического процесса формирования двигательных игровых навыков волейболиста на уроках физической культуры в общеобразовательной школе - это обусловило актуальность настоящей работы и проведения специальных исследований по избранной теме.

Объект исследования: Техника игры волейбол.

Предмет исследования: Обучение технике игры в волейбол учащихся 8-го класса.

Задачи исследования:

1. Анализ литературных источников по вопросам исследования.

2. Выявить начальный и конечный уровни сформированности технических умений учащихся.

3. Провести эксперимент по формированию технических умений игры в волейбол, с применением тренажеров.

4. Определить особенности динамики формирования технических умений у учащихся исследуемых групп.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что направленное развитие технических умений игры волейбол, с применением технических средств будет более эффективным, нежели традиционная методика обучения навыкам игры.

Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования помогут значительно улучшить эффективность обучения технике игры в волейбол среди учащихся общеобразовательной школы..

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аль Гази Хасан. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: Автореф. дисс...канд. пед. наук. -М., 1995. -28 с.

2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар. света, 2005.-72 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: , 1973. -192 с.

4. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры / Отв. ред. Ю.Н. Клещев. -М.: , 1993. -244 с.

5. Васюк В.Е., Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте. - М.: , 2004. -116 с.

6. Гераськин А.А., Родионов А.В. Тренажеры для повышения эффективности тренировки волейболистов // Теория и практика физической культуры. -1997. - №10. - С.47-50.

7. Годик М.А., Айрапетянц А.Р. Содержание и организация комплексного контроля в волейболе. - М.: , 2003. -133 с.

8. Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в во

лейбол как система ударных движений: Автореф. дисс.канд. пед.

наук.М., 2001.-24 с.

9. Ермаков С.С. Обучение технике ударных движений в спортивных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных устройств:: Автореф. дисс.докт. пед. наук. - Киев, 2000. -47 с.

10. Жан Жак. Методика совершенствования технической подготовленности юных волейболистов: : Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М, 2007.-24 с.

11. Железняк Ю.Д. Обучение перемещениям в волейболе // Физическая

культура в школе. -1959. - №7. - С.12-14.

12. Железняк Ю.Д. Опыт начального обучения волейболу // Физическая

культура в школе. - 1970. - №7. - С. 12-14.

13. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. -М.: ,

2000.-191 с.

14. Железняк Ю.Д., Швец К.А. Возрастные аспекты подготовленности

волейболистов: Учебное пособие для студентов ИФК. - Смоленск,

1993.-52 с.

15. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. -М.: Физкультура

и спорт, 1977.-182 с.

16. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. -М 1988.-324 с.

17. Железняк Ю.Д. Волейбол в 10 классе // Физическая культура в школе.

-1997.-№3.-С.12-15.

18. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.,2001. 152 с.

19. Ивойлов А.В. Средства и методы обеспечения функциональной

устойчивости движений в спортивной деятельности: Автореф. дисс...

докт. пед. наук., -Малаховка, 2003. 51 с.

20. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов

физ. культуры. -М, 2000. -230 с.

21. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в

школе. -199. - №4. - С.33-37.

22. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. -М. 1999. -208 с.

23. Костюков Б.В., Гольцов А.П., Тарасенко А.П. Информативность и

надежность тестов технической и физической подготовленности во

лейболисток / Точностные движения в спортивных играх. - Волгоград, 2006.-С.74-83.

24. Кочарава B.C. Основы одиночного блокирования в волейболе: Методическое письмо. -М., 2001. -57 с.

25. Крежи Б.Д. Психология в современном спорте. - М. 2003. 222 с.

26. Легоньков СВ. Взаимосвязь морфометрических особенностей юных

волейболистов с овладением техническими приемами игры / Морфо-

функциональные особенности юных спортсменов. - Смоленск, 2004. -

С.55-57.

27. Лиепиньш Э.Э. Исследование двигательных реакций волейболистов

/ Проблемы психологии спорта. - М., 1990. -Вып. 1. -С 109-115.

28. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. - М, 1997. - 358 с.

29. Методические рекомендации по обучению и совершенствованию

приема мяча с подачи / Сост. М.В. Мущинина, Е.Г. Горбачев. -М:, 2003. -38 с.

30. Методические указания по обучению технике и тактике игры в волейбол. -Новосибирск, 2005. -23 с.

31. Мовшович А.Д. Особенности вероятностного прогнозирования и

выбора решений у фехтовальщиков: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -

М., 2002.-15 с.

32. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. -М., 2001. -466 с.

33. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Отв. ред. М.Я.

Набатникова. - М.: , 1982. - 280 с.

34. Официальные правила волейбола. 1997-2000. - М.: Всероссийская

Федерация волейбола, 1997. - 85 с.

35. Парашин Ю.П., Костин А.А. Влияние занятий волейболом на фор

мирование профессионально важных сенсомоторных качеств студен

тов // Физкультура и здоровье студентов / Отв. ред. Е.Д. Хомская,

М.М. Рыжак. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С.126-131.

36. Першин А.Н. Биомеханическое обоснование использования техни

ческих средств для обучения ударным действиям: Автореф. дисс...

канд. пед. наук. -М., 1979. -24 с.

37. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. -Киев: Здоровье, 1990.-336 с.

38. Полиевский С.А., Латышкевич Л.А., Романов В.А. Технические

средства обучения в спортивных играх. -Киев: Здоровье, 1986. -176 с.

39. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: 2000. - 255 с.

40. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности

волейболистов // Теория и практика физической культуры. - 1997. -

№7. - С.33-34.

41. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М. 1983.-144 с.

42. Фурманов А.Г. Технические средства и тренажеры в спортивных

играх. Минск: Полымя, 2004. -82 с.

43. Фурманов А.Г. Студенческий волейбол: Учебно-методическое пособие. -Минск: Высшая школа, 1993. -175 с.

44. Хаитов Х.Б. Факторы готовности игроков к соревновательной деятельности в волейболе: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1998. 24

с.

45. Чехов О.С. Основы волейбола. М. , 2000. 182 с.

46. Шулятьев В.М. Теоретико-методические и организационные основы

подготовки резервов квалифицированных волейболистов: Автореф.

дисс... докт. пед. наук. - Омск, 1997. -43 с.

47. Юшкевич Т.П., Васкж В.Е., Буланов В.А. Применение технических

средств в обучении и тренировке спортсменов: Методическое пособие. -Минск: Полымя, 1989. -238 с.

48. Янаускас П.М., Шпокас А.А. Методы определения способностей

детей школьного возраста / Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов. - М., 2005. - С. 193-195.

Примечания:

Примечаний нет.