Методика работы с картой при изучении географии

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 42  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

Содержание

Глава 2. Методика работы с картой при изучении географии……………………3

2.1. Место и роль карты в преподавании географии……………………….……..3

2.2. Важнейшие функциональные свойства карт………………………….…..….6

2.2.1. Карта как объект изучения……………………………………………….....7

2.2.2. Карта как средство наглядности………………………………………..…..9

2.2.3. Карта как источник знаний…………………………………………….…..12

2.3. Классификация карт……………………………………………………..……13

2.4. Работа с контурной картой, глобусом и атласом……………………….…..17

2.5. Приемы использования картосхем, картограмм и картодиаграмм………..21

2.6. Формирование умений работы с картами…………………………….……..23

2.7. Технологическая карта……………………………………………….….……26

2.8. Поурочное планирование темы «Транспорт зарубежной Европы»…...…..33

Заключение…………………………………………………………………….…....41

Список используемой литературы………………………………………………...43

Введение

Глава 2. Методика работы с картой при изучении географии

2.1. Место и роль карты в преподавании географии

Связи карты с географией многообразны и существенны:

1. Карта – «альфа и омега» (т.е. начало и конец) гео¬графии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается.

2. Карта – стимул к заполнению пустых мест. Карта не только пассивно регистрирует успехи географи¬ческого исследования, но и активно стимулирует к его расшире¬нию и углублению.

3. Карта в высокой степени способствует выявлению геогра¬фических закономерностей, т.е. закономерностей в пространст¬венном размещении, соотношении, сочетании и взаимодействии явлений на поверхности земного шара.

4. Карта – необходимый посредник между крайне ограничен¬ным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического ис¬следования; карта – второй язык географии.

5. Карта – один из критериев географичности. Дело в том, что география по своему охва¬ту наука исключительно обширная. Недостаточная определен¬ность ее границ была на всем протяжении исторического разви¬тия одним из главных источников ее болезней. Задача уточне¬ния этих границ является одной из важных задач ее методоло¬гии.

Значение карты для географии как науки уже предопреде¬ляет ее значение для географии как предмета преподавания, ибо преподавание есть в конце концов не что иное, как воспроизводство научно-исследовательской работы с юным поколением, конечно, воспроизводство крайне упрощенное и крайне сокращен¬ное, но все же имеющее немало общего с работой в научно-ис¬следовательском порядке. И многое, что было сказано о значе¬нии карты для географии как науки, переносится и на значение карты для географии как предмета преподавания.

Подобно тому, как научное географическое изучение страны начинается с установления ее топографии и идет далее в направ¬лении уточнения этой топографии и обогащения ее все новым и новым содержанием, так и в порядке учебном мы начинаем изу¬чение каждой новой страны и каждого нового района с общего знакомства с положением, границами и простейшими элемента¬ми топографии, добиваемся того, чтобы эти топографические эле¬менты как можно прочнее запечатлелись в сознании ученика, а затем на эту топографическую «основу» накладываем все новую и новую «нагрузку» — физико-географическую и экономико-гео¬графическую. Прочность усвоения этой «нагрузки» зависит от прочности усвоения самой «основы». Необходимо иметь эту «осно¬ву», запечатлеть её в своем сознании, чтобы было на что накла¬дывать «нагрузку».

Школой учение не кончается, человек продолжает учиться всю жизнь и по окончании школы, но уже не из учебников, а из книг, журналов, из того, что слышит на собраниях, наконец, из непос¬редственного жизненного опыта, но уже сплошь и рядом без кар¬ты под рукой.

Значительная часть этих новых знаний прикреплена к опре¬деленному месту, имеет географический характер и могла бы зна¬чительно пополнить полученное в школе географическое образо¬вание, но при обязательном условии хорошего знания карты. При хорошем знании карты школьный запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на запечатленную в сознании топографическую основу; в Противном случае быстро потускнеют и растеряются и те знания, которые в свое время были вынесены из школы.

Одним из важнейших вопросов методики, и в частности ме¬тодики географии, является вопрос об отборе учебного материа¬ла и о последовательности его изложения; при этом отборе не¬обходимо учесть то, что было сказано о карте как о критерии географичности. Немаловажны для методики географии и сде¬ланные выше указания о карте как о «втором языке» географии. Дополнительным и в то же время исключительно важным со¬ображением по вопросу о значении карты для географии как предмета преподавания является соображение наглядности. То из курса географии, что положено на карту, запоминается и ус¬ваивается во много раз быстрее, прочнее и основательнее.

Одним словом, в качестве орудия преподавания географии карта не менее необходима, чем в качестве орудия географиче¬ского исследования. Обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподава¬ния карт является важнейшим и наиболее эффективным сред¬ством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии. Из всего этого ясна исключительная важность карты для географии не только как науки, но и как предмета преподавания.

Приведем в заключение мнение профессора А. А. Борзова о значении карты в преподавании географии: «Основой географи¬ческого изучения должна быть сама природа и карта, по кото¬рой ученики должны научиться находить все, что они видят, а при дальнейшем упражнении и сами должны схематично обоз¬начать на карте трактуемые яв

Список литературы

Список используемой литературы

1. Баранский Н.Н. методика преподавания экономической географии. – М.: Просвещение, 1990.

2. Брызгалов А. Взгляд на задачи преподавания географии вообще и на пропедевтический курс в особенности. - СПб., 1865.

3. Буданов В.П. Карта в преподавании географии.— М., 1948.

4. География в начальной школе // Практическая школьная энциклопедия. – М., 1912.

5. Голов В.П. Средства географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987.

6. Даринский А.В. Методика преподавания географии: Учеб. пособие. – М.: «Просвещение», 1975.

7. Заславский И.И. Карта на уроках географии.— М., 1957.

8. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

9. Методика обучения географии в средней школе / Под ред. И. С. Матрусова. – М., 1985.

10. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. I. Общая характеристика мира: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

11. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. II. Региональная характеристика мира: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

Примечания:

работа неполностью