Институт полномочных представителей как основное звено в структуре федеральных округов

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 88  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Федеральные округа и их значение в современной России 8

1.1. Становление федеральных округов и их роль в обеспечении «вертикали власти» 8

1.2. Понятие федерального округа, его структура и сущность в современной России 21

1.3. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации 32

Глава 2. Институт полномочных представителей, как основное звено в структуре федеральных округов 49

2.1. Развитие института полномочных представителей Президента РФ 49

2.2. Статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах 61

2.3. Функции полномочных представителей в федеральных округах 75

Заключение 81

Список использованных источников и литературы 88

Введение

Актуальность исследования. Значимым шагом, оказавшим непосредственное воздействие на управление в Российской Федерации, стало образование федеральных округов и введение института полномочных представителей Президента РФ на местах. При этом ставилась вполне практическая задача, которая не только и не столько была направлена на создание "сильного государства" взамен дисбалансированной, плохо управляемой страны, а на формирование эффективного государства. Именно этой проблеме в 2000 году было посвящено Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации .

В современной России под федеральным округом понимается территория, в пределах которой действует полномочный представитель Президента РФ. В ряде зарубежных федеративных государств (США, Бразилия, Мексика и др.) федеральными округами называются столицы с прилегающей местностью, выделенные в особые территориальные единицы. Статус федеральных округов в разных федерациях различен. К примеру, в США они не входят в число субъектов этого федеративного государства, а в Бразилии такие округа имеют, по сути, такой же статус, как и штаты (с некоторыми отличиями) . Однако, каким ни был статус федерального округа как места расположения столицы государства в иностранных федеративных государствах, к современной российской действительности это никакого отношения не имеет. Российские федеральные округа можно сравнить с иным институтом, существующим в зарубежных федерациях. Федеральные округа, представляющие собой в РФ по сути разновидность так называемых специальных округов, довольно хорошо известны в мировой практике федеративных государств. Целью создания специальных округов является обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, которые либо совсем не входят в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации, либо должны решаться на межрегиональном уровне. При этом органы и отдельные должностные лица в специальных округах обычно реализуют технико-исполнительные функции. Территориальные единицы, в рамках которых осуществляются властные полномочия, не рассматриваются, как правило, в качестве специальных округов. Такими территориальными единицами являются, например, судебные округа. Так, в США федеральные суды созданы в округах, десять из которых охватывают территорию в нескольких штатов каждый, а одиннадцатый включает в себя федеральный округ Колумбия. В России также созданы одиннадцать территориальных единиц, в которых действуют окружные арбитражные суды .

Обычно территории специальных округов не совпадают с территорией субъектов федерации. Так, в США насчитывается порядка двух десятков разновидностей специальных округов, среди которых школьные, пожарные, санитарные, парковые, природоохранные, канализационные, водо- и энергоснабжения, здравоохранения и т.д. Подобные округа имеются и в Канаде (школьные, полицейские, здравоохранения, водоснабжения и др.). Однако если в США органы управления, действующие в определенных специальных округах, вправе самостоятельно искать источники финансирования своей деятельности (например, за счет взимания платы за оказания услуг населению, выпуска облигаций и т.д.), то в той же Канаде органы управления в специальных округах финансируются исключительно за счет средств, выделяемых из соответствующих бюджетов. Следует подчеркнуть, что имеются и такие специальные округа, которые создаются с целью обеспечения выполнения функций федеральных государственных органов, касающихся вопросов исключительного ведения федерации. К примеру, в США есть федеральные судебные округа, в которых действуют суды, входящие в систему федеральных судебных органов (в отличие от судов штатов).

В России также уже давно известны такого рода специальные округа, хотя в нормативных актах и юридической литературе они не называются собственно специальными. Например, уже давно существуют военные округа, округа Министерства Внутренних Дел (далее МВД). С созданием системы арбитражных судов, являющихся федеральными судами, в РФ были образованы округа, в которых действуют суды высшей по отношению к арбитражным судам субъектов РФ инстанции. Теперь же территория, в рамках которой действует полномочный представитель Президента РФ, получила наименование федерального округа.

Федерализм как способ и форма организации государства получил широкое распространение в мире. Рассмотрение проблемы современного федеративного государства имеет особую актуальность для России, где в последние годы происходят сложные, зачастую противоречивые процессы реформирования федеративных отношений. Проблема альтернативности дальнейшего развития российского федерализма возникла с новой остротой в свете осуществляемых Президентом РФ преобразований в сфере государ¬ственного управления. Указом Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. на территории Российской Федерации было образовано семь федеральных округов во главе с назначаемыми Президентом РФ полномочными предста¬вителями Президента.

Таким образом, объектом данного исследования является анализ правовых норм с учетом и на основании которых созданы и действуют федеральные округа в Российской Федерации, а также нормы регламентирующие порядок и характерные особенности деятельности полномочных представителей.

В свою очередь предметом исследования является детальное, последовательное изучение соответствующих правовых актов, а также правоприменительной практики без учета которой немыслимо проводимое исследование.

Цель данной работы провести правовой анализ создания федеральных округов в Российской Федерации их структуры и исследовать деятельность полномочных представителей во вновь созданных федеральных округах.

Для достижения выше указанной цели необходимо решение следующих основных задач:

- анализ становления и роли федеральных округов в новой структуре органов исполнительной власти;

- раскрытие понятия, структуры и сущности федерального округа;

- исследования современного состояния и перспективы развития федеральных округов в России;

- изучение института полномочных представителей – основного звена в структуре полномочных представителей.

Методологической основой проведенного исследования явились общенаучный диалектический, а также логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический и некоторые другие методы.

В качестве нормативной базы проводимого исследования в первую очередь использовалась Конституция РФ, а также Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», и иные нормативно-правовые акты затрагивающие тему данного исследования.

Теоретической основой данного исследования послужили труды ученых правоведов и не только в области исследования недавно созданных федеральных округов и института полномочных представителей в них, таких как: Абдулатипова Р.Г., Вишнякова В.Г., Кириенко С., Некрасова С.И., Путин В.В., Марченко М.Н., Трикоз Е.Н., Чистякова О.И. и других не менее известных авторов чьи труды в той или иной мере затрагивают исследуемую проблему.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы разбитые на параграфы, по три параграфа в каждой главе, заключение и список использованной литературы.

Список литературы

I. Источники

1.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

1.2 Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20. - Ст. 2112.

1.3.Указ Президента РФ от 19 сентября 2000 г. № 1671 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 г. № 511 "О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 39. - Ст. 3855.

1.4. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 24. - Ст.2416.

1.5. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 34. - Ст. 3473.

II. Литература

2.1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыт федерализма. М., 1994. – 85 с.

2.2. Александров, В. М., Семенов, А. В., доц. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации // Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 87-91

2.3. Адамеску А., Кистанов В., Савельев В. Экономическое районирование как основа территориального устройства России // Федерализм. - 1998. - № 1. - С. 113-134

2.4. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. - 2001.- № 1. - С. 115-126

2.5. Вишнякова В.Г., и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. - 2005. - № 2. - С. 14-23.

2.6. Гуселетов Б. Нужна деконцентрация власти. Государственно-политическая реформа и становление гражданского общества // Независимая газета. - 2000. - 20 декабря. - С. 8.

2.7. Городецкая Н., Шестоперова Ю. Шагреневая программа // Профиль. - 2003. - 10 февраля. – С. 41.

2.8. Дискриминация субъектов Федерации недопустима. Края и области должны быть уравнены в правах с республиками // Независимая газета. - 1998. - 11 февраля. – С. 28.

2.9. Дрожжин В. А. Власть, уничтожающая свой народ // Общество и власть в истории России: Сб. научн. тр. СПб., 1999. – 110 с.

2.10. Дрожжин В. А. Проблемы выживания народа: поиски и пути преодоления // Вторые Петровские чтения: Сб. науч. тр. СПб., 2001. – 219 с.

2.11. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. - 2004. - № 3. - С. 10 – 15.

2.12. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. – 118 с.

2.13. Златопольский Д. Л. Государственное устройство СССР. - М., 1960. – 340 с.

2.14. Иванченко А. В. Властная вертикаль и Конституция // Независимая газета. - 2000. - 23 июня. - С. 8 – 11.

2.15. Интервью с С.А. Авакьяном // Законодательство. - 2000. - № 11. – С. 28 – 29.

2.16. Иванов Н. Федеративная реформа - 2. Начинается новый этап реформы федеративного устройства России // Эксперт. - 2001. - № 24. - С. 57.

2.17. Кистанов В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. – М.: Экономика, 2000. – 166 с.

2.18. Камшилов П. Представитель Президента — кто он? // Президентский контроль. - 1997. - № 4. - С. 46 – 48.

2.19. Курганская О. В. Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. - 2001. - № 3. - С. 175 - 177.

2.20. Крыштановская О. Элита в погонах // Время МН. - 2002. - 18 сентября. – С. 23 – 25.

2.21. Козлов А. Е. К вопросу о концепции российского федерализма // Федерализм в России и Бельгии / Отв. ред. Ф. Делмартино, Л. Насырова. Лейвен, 1996. – 152 с.

2.22. Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3. - С. 2-7.

2.23. Калашникова М. Леонид Драчевский: "Хочу держаться подальше от политики" // Независимая газета. 2000. 20 июня. – С. 27 – 32.

2.24. Кириенко С. В политике и на госслужбе начинается смена поколений // Век. - 2001. - 2-9 ноября. – С.32.

2.25. Козак Д. Война законов закончилась миром: О приведении законо¬дательств в соот-ветствие с федеральным: Беседа с заместителем руководителя Администрации Президента РФ // Общая газета. – 2000. - 28 декабря. – С. 32 – 38.

2.26. Кириллов В. Третья волна конституционной реформы, или соотношение неопре¬деленностей в построении гражданского общества и правового государства в России // Вести. - 2001. - 31 марта. - С. 2 – 6.

2.27. Кокурина О. Ю. Правовой статус полномочного представителя Президента РФ в субъектах Российской Федерации: Автореф. канд. дисс. М., 1998. – 43 с.

2.28. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002. – 74 с.

2.29. Муравьева А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах // Журнал российского права. – 2003. - № 8. – С.43 – 47.

2.30. Межрегиональные ассоциации — проторегионы «нового федерализма» в России // Власть. - 1999. - № 6. - С. 37–49.

2.31. Некрасов С.И. Федеральные округа — новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. - 2001. - № 11. - С. 18–24.

2.32. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. "Какую Россию мы строим" // Российская газета. - 2000. - № 133.

2.33. Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности. Доклад центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. М.: ООО «Издательский Дом Третий Рим», 2002. – 177 с.

2.34. Сравнительное конституционное право // Отв. ред. В. Е. Чиркин. М., 1996. – 329 с.

2.35. Сахле М.А. Организационные формы взаимодействия Президента Российской Федерации с субъектами Российской Федерации // Законодательство. - 1998. - № 6. - С. 70 – 73.

2.36. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ в 2001 г. СПб., 2002. – 92 с.

2.37. Федерализм. Теория и история развития (сравнительно-правовой анализ) / Отв. ред. М. Н. Марченко. - М., 2000. – 242 с.

2.38. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв.ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001. – 215 с.

2.39. Федеральная реформа, 2000-2004. Т. 2. Стратегии, институты, проблемы, подготовленного по результатам международного проекта. - М, 2005. – 169 с.

2.40. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО Новая Правовая культура, 2004.

2.41. Чистяков О. И. Становление Российской Федерации. М., 1996. – 182 с.

2.42. Шапсугов Д.Ю. Правовой закон как средство обеспечения оптимального единства государственной власти. // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России (Доклады и сообщения на международной конференции. Июнь 2001 г.). Вып. 1 / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 2001. – 180 с.

2.43. Шаравский А. Семь инструментов для Президента (полпреды — это «ручное управ¬ление» для страны) // Известия. - 2001. - 23 апреля. - С. 3.

2.44. Яров Ю. Ф. Феде¬рализм в истории России. М., 1992. Кн. 1. – 185 с.

Примечания:

Примечаний нет.