Органы ФАС, принципы конкуренции, роль государства

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 72  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения и развития монополий, виды……………….5

1.1.История возникновения и развития монополий……………………5

1.2.История возникновения и развития монополий в России………….8

1.3.Виды монополий………………………………………………………9

1.4.Естесственные монополии……………………………………..……13

1.5.Роль государства в обеспечении гарантий конкуренции………….15

Глава 2.Органы ФАС, принципы конкуренции, роль государства ………….17

2.1. Федеральные органы ФАС…………………….…………….….…..17

2.2.Территориальные органы ФАС……………………………………..25

2.3. Общие принципы конкуренции, цели и задачи государства……..36

Глава 3. Анализ нововведений, роль государства…………………………….38

3.1. Критический анализ законопроекта «О защите конкуренции»…..38

3.2.Государство, как субъект, ограничивающий конкуренцию…….…42

Приложение - показатели антимонопольной деятельности и прогнозы….…46

Заключение………………………………………………………………………47

Введение

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Одна из целей курсовой работы – критический анализ предложенных новшеств в России, среди которых величина и критерии применения санкций за нарушение антимонопольного законодательства, проблемы квалификации

группы лиц как объекта антимонопольного регулирования, определение

доминирования и вопросы воздействия государства на условия конкуренции

Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне) С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. //Экономика. М.,1993 г

4

на рынках, так как в российском обществе антимонопольное законодательство давно устарело и требует значительной доработки. В российском обществе особенно важно проанализировать положение дел в конкурентном законодательстве, ведь сегодня, предприятия-монополисты, пользуясь пробелами нашего законодательства, устанавливают свои правила торговли, одним пунктом из которых является отсутствие выбора другого предприятия, а, следовательно, не нравится цена, так значит, мы можем и не пользоваться их услугами. А как сегодня в эпоху почти всемирной электрификации россияне не будут пользоваться достижениями научной мысли – электроэнергией, оргтехникой, ЖКХ, нефтепродуктами? Всё это актуально как никогда и поэтому нужно разобраться в этом и проанализировать положение дел на российском рынке, в российском законодательстве и сравнить накопленный российский опыт с общемировым – вот моя цель курсовой работы.

В значительной мере сегодня на экономику влияют монополистические проявления. Злободневность этой темы такова: зарубежная конъюнктура формирует экономику России («нефтяная игла»), а предприятия- монополисты, устанавливая цены или диктуя свои условия, не дают стране слезть с этой «нефтяной иглы», тормозя развитие экономики и возмущая положением дел граждан, которые, в свою очередь, «смотрят» в сторону Правительства и, недоумевая, спрашивают: а почему допущено то или иное явление, которое в значительной степени снижает качество жизни граждан, куда смотрели парламентарии, когда принимали во внимание отрицательные тенденции этих процессов, однако не разрабатывали существенных мер по устранению этих явлений? Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. регулирующий отношения в сфере монополистической деятельности давно устарел и не может удовлетворить запросы нынешних дней, ведь он был принят в 1991 году, а прошло уже почти пятнадцать лет. Пришло время сказать «нет» отрицательным явлениям в экономике, рождающихся от деятельности предприятий-монополистов и это «нет» скажет вся страна в лице полномочных органов – федеральной антимонопольной службы, в этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.//РГ.-1993.-№237.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. N 63-ФЗ//СЗ РФ.-1996.-№14.

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ в редакции от 30.12.2004г. №217-ФЗ//СЗ РФ-.1994.- N 32, ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996г.№14-ФЗ в редакции от 30.12.2004г. №219-ФЗ//СЗ РФ.-1996.-№5

Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001г. //СЗ РФ.- 2002.- N 1 (ч. 1), ст. 1.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г.№948-1 в редакции от 02.01.2000 №3-ФЗ.//Ведомости ВС и СНД РСФСР.-1991.-№16

Федеральный закон «О естественных монополиях» №147 от 17.08.1995г.//СЗ РФ -.1995.- N 34. ст. 3426

ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117//СЗ РФ.-1999.- № 26,с.3174.

Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» от 28.02.1995 г. № 220//Российские вести.-1995.-№8

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. №331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе»//Собрание законодательства РФ-.2004.- N 31. ст. 3259

Постановление Правительства РФ от 15.02.1996г.№154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35%»//СЗ РФ.-1996.-№9.ст.806.

Постановление Правительства РФ от 13.10.1999г.№1158//СЗ РФ-.1999.-№42.ст.5060

Договор стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной политики» от 23. 12.1993 г.// Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 1(34). С. 103 - 114.

Научная обзорная литература.

Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России //вопросы экономики.- 2005.-№5-с.100-116.

Арсюхин Е. Властный перебор //Российская газета от 1.10.2005 года

Большая советская энциклопедия.

Власова Е., Кузьмин В. Президент отвечает //Российская газета от 28.09.2005 года.

Дерновой В.Б. Проблемы антимонопольного законодательства //Российская юстиция- 2005.-№3. с.23-29

Датц M., Ваглиасинди М. выполнение Политики Соревнования в экономиках перехода: эмпирическая оценка.// Европейский Банк Реконструкции и Развития, 1999. №27.

Ершов В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства

//Независимая газета 1994 год 1 февраля

Жилинский С.Э. предпринимательское право//М.:норма.-2004г.с.569-584

Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы //вопросы экономики-2005.-№5.с.117-131.

Кузьмин В. Игорь Артемьев, глава ФАС РФ, на заседании коллегии, посвященном 15-летию антимонопольных органов //Московский комсомолец от 01.10.2005года.

Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо //Кулагин М.И. Избранные труды. М.,1997год.

Крэндалл Р., Уинстон К. антимонопольная политика улучшает благосостояние потребителя? // журнал экономических перспектив-2003.-сборник 17-№4.с.3-26.

Обуздаем ли монополии? // Российская газета 1994 года 9 июля.

ФАС будет следить за ситуацией на рынке нефтепродуктов //Регионы от 1.10.2005 года.

Фишер С., Дорнбуш Р., Р. Шмалензи. //Экономика. М.,1993 год

Примечания:

желательно доформатировать текст