Виды и классификация нотариальных действий

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 97  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

1. Развитие нотариата в России 10

1.1. История развития нотариата 10

1.2. Существование нотариата сегодня 22

1.3. Проблемы деятельности нотариата 44

2. Основы самоуправления нотариата в РФ 54

2.1. Органы самоуправления нотариата 54

2.2. Правовой статус нотариальной палаты 57

2.3. Федеральная нотариальная палата 60

3. Виды и классификация нотариальных действий 66

3.1 Понятие нотариальных действий 66

3.2 Виды нотариальных действий 78

3.3 Порядок совершения нотариальных действий 83

Заключение 91

Список литературы 96

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. Российская гражданско-правовая наука всегда была обеспокоена судьбой нотариата. Профессор В.И. Синайский в начале прошлого века констатировал, что русский нотариат не занимает достойного положения. Причины сложившегося порядка ученый видел в ненадлежащем устройстве нотариата, который "не организован на корпоративных началах, поставлен под контроль суда, разбит на младших и старших нотариусов, основан на специальном знании своего дела без необходимого общего образования" . Итоговый вывод дореволюционной науки был неутешительный: нотариат нуждается в коренной реформе.

Доступ к профессии нотариуса практически во всех государствах системы латинского нотариата отличается сложностью и необходимостью прохождения ряда испытаний на пути к профессии. Это связано с уже отмечавшимися особенностями профессии нотариуса - необходимостью глубокого знания гражданского и семейного права, процессуального законодательства, а также юридических технологий совершения нотариальных действий. Кроме того, высока и степень ответственности нотариуса, и цена его ошибок для участников гражданского оборота, поскольку некоторые из них, например в завещаниях, носят практически неустранимый характер.

Например, во Франции кандидаты на должность нотариуса проходят, по общему правилу, двухгодичную стажировку в нотариальной конторе. При этом часть стажировки, около шести месяцев, они проходят при представителях иных юридических профессий - адвокатах, аудиторах, в центре нотариальных исследований и документации (CRIDON). Прохождение этой части стажировки возможно и за рубежом - например, у солиситора в Великобритании, нотариуса Германии или адвоката в Испании с целью подготовки к работе в области права в рамках Европейского союза . Столь же высокие требования к предварительной подготовке предусмотрены в Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и других странах латинского нотариата .

Требования к лицам, претендующим на право занятия нотариальной деятельностью в России, заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 2 Основ на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами:

1) гражданин РФ;

2) имеющий высшее юридическое образование;

3) прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Рассмотрим всю указанную последовательность юридических действий и фактов, необходимых для получения правового статуса нотариуса.

Гражданство РФ. Требование гражданства РФ объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По смыслу Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства.

Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса наличие определенного уровня подготовки. В практике приема квалификационных экзаменов возникали вопросы о юридической силе дипломов негосударственных высших учебных заведений. Полагаем, что в силу законодательства об образовании они имеют такую же юридическую силу, однако соответствующие вузы, выдающие дипломы, должны иметь государственную аккредитацию.

Прохождение стажировки. Срок указанной стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Порядок прохождения стажировки в настоящее время регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса". Стажировка в соответствии со ст. 19 Основ должна проходить по трудовому договору.

В практике возникали ситуации, когда прохождение стажировки на условиях трудового договора осуществлялось стажерами на условиях работы по совместительству помимо другой основной работы.

Полагаем, что такое прохождение стажировки не противоречит действующему законодательству, поскольку стажер проходит ее на основании трудового договора, отрабатывая необходимое количество часов. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что работа стажера оплачивается, как правило, очень незначительно, поэтому другая работа позволяет стажеру получать материальное обеспечение.

Прохождение стажировки на условиях совместительства должно производиться с учетом требований действующего законодательства.

Так, с заявлением о сдаче экзамена обращался стажер, который по месту постоянной работы являлся заместителем прокурора города. В данном случае стажеру было отказано в допуске к сдаче экзамена, поскольку само прохождение стажировки (без отрыва от основной работы) производилось с нарушением действующего законодательства: должностным лицам прокуратуры запрещено совместительство, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

За время стажировки стажер должен освоить законодательство Российской Федерации о нотариате различного уровня, нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, нормы профессиональной этики.

Как правило, в обязанности стажеров входят:

- подготовка проектов нотариальных документов;

- прием посетителей;

- правовая оценка представленных документов;

- консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий;

- подготовка проектов методик и рекомендаций по совершению нотариальных действий;

- ведение работы по учету законодательства;

- подготовка ответов на письменные запросы юридического характера;

- формирование банка данных о характере и количестве конкретных нотариальных действий;

- анализ статистической отчетности;

- ведение архивного производства.

Стажер может участвовать в обобщениях нотариальной практики и готовить предложения по их реализации.

Квалификационная комиссия образуется при территориальном органе Министерства юстиции РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включается равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.

Здесь следует пояснить, что по смыслу законодательства лицо, сдающее квалификационный экзамен, должно иметь право заниматься в будущем нотариальной деятельностью и не иметь к этому препятствий.

Так, в практике работы квалификационная комиссия отказала в приеме экзамена лицу, прошедшему стажировку, но назначенному к моменту сдачи экзамена Указом Президента РФ на должность судьи районного суда общей юрисдикции. В подобном случае хотя соискатель и не приступил фактически к исполнению полномочий судьи, сдавать экзамен на получение лицензии нотариуса вряд ли может. Такая сдача квалификационного экзамена возможна только после сложения полномочий судьи, поскольку для сдачи экзамена необходим факт годичной стажировки независимо от того, когда будет происходить фактическая сдача экзамена.

Распоряжением Министерства юстиции РФ от 4 августа 2000 г. N 157 утвержден Перечень теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Квалификационная комиссия выносит решение о признании соискателя по результатам ответа сдавшим либо не сдавшим экзамен. Согласно ч. 3 ст. 4 Основ решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию, а затем в месячный срок - уже в суд.

Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при Министерстве юстиции РФ. Персональный состав комиссии формируется Министерством совместно с ФНП на паритетных началах. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, сотрудники Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы. Членом комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Получение лицензии на право нотариальной деятельности. В соответствии со ст. 3 Основ нотариальной деятельностью вправе заниматься граждане России, получившие лицензию на указанную деятельность. Без лицензии вправе заниматься нотариальной деятельностью только должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Для получения лицензии нотариусом установлен особый порядок, поскольку, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие данного Закона не распространяется на нотариальную деятельность.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" выдача лицензий на право нотариальной деятельности осуществляется территориальными органами Министерства юстиции РФ. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Лицензии нотариусам, которые были назначены на должность нотариусов до введения в действие Основ, выдавались без сдачи экзамена и прохождения стажировки.

Порядок назначения на должность нотариуса. Порядок назначения на должность нотариуса является одним из наиболее значимых, определяя практически доступ к профессии для лиц, успешно прошедших все предыдущие испытания. Ведь иногда бытует мнение о кастовости и закрытости нотариальной сферы для посторонних. Так ли это на самом деле?

Мировой практике известны разные модели назначения на должность. Общим является получение полномочий на нотариальную деятельность от имени государственных органов, которые тем самым наделяют нового нотариуса публично-правовой властью. В этом порядок назначения на должность государственного или небюджетного нотариуса совпадает.

Однако сам порядок назначения в отношении небюджетных нотариусов может быть самым разным. Например, в Германии проводится конкурс на замещение должности нотариуса нотариальной палатой. Заинтересованные лица вправе подавать заявления на замещение должности в Управление юстиции, которое их регистрирует и передает с прилагаемыми документами нотариальной палате. Нотариальная палата регистрирует их, проводит собеседования с кандидатами, ориентируясь на правовые принципы личностной и профессиональной пригодности кандидатов. В заключение этой процедуры нотариальная палата предлагает Управлению юстиции кандидата для назначения на должность нотариуса, она вправе предложить и запасные варианты. Управление юстиции выносит затем окончательное решение.

Цель работы - изучить правовое регулирование деятельности нотариата РФ

Задачи дипломной работы:

1) рассмотреть развитие нотариата в России;

2) охарактеризовать основы самоуправления нотариата в РФ;

3) исследовать виды и классификацию нотариальных действий.

Список литературы

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

3. Постановление от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 О порядке введения в действие основ законодательства Российской Федерации о нотариате (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ (ред. 05.07.2005), от 26.12.2005 N 189-ФЗ (ред. 01.12.2006), от 19.12.2006 N 238-ФЗ).

4. Письмо от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 В связи с введением в действие основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

5. Андрухович И. Проблемы становления российского нотариата // Юрист. 1996. N 3.

6. Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе "право публичное - право частное" // Проблемы современного гражданского права / Под ред. В.А. Рахмиловича, В.Н. Литовкина. М.: Городец, 2000.

7. Власов Ю. В. Нотариат в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. - М.: Юрайт-М, 2006.

8. Волльхард Ю. Общее положение нотариуса // Современный нотариат: Структуры и задачи. Кельн, 1993.

9. Гурвич Г.Д. Идея социального права / Философия и социология права. Избр. соч. СПб., 2004.

10. Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный - противоестественно.

11. Елизарьев Г. Рыночной экономике - рыночный нотариат // Нотариальный вестник. 1997. N 2. С. 3; его же. Деление нотариата на государственный и частный - противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4.

12. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1967.

13. Конституция Российской Федерации, Комментарий. М., 1994.

14. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.

15. Москаленко И.В. Место и роль нотариата в реализации норм гражданского (частного) права // Современное право, 2005, № 6.

16. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2002.

17. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / под. ред. Божьева Д.В. - М.: Юристъ, 2003.

18. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / под. ред. Гуценко А. В.- М.: НОРМА, 2006.

19. Рицфоль Ж., Рико Ф. Нотариат. М., 1999.

20. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. М.: ПРИОР, 2006.

21. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1996.

22. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.

23. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1988.

24. Степашенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2006.

25. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2001. Гл. 7.

26. Тамбовцев В.Л. Парадокс российской бедности // Экология и жизнь. 2000. N 5. С. 19.

27. Тихенко А. С трудом, но российские нотариусы пробиваются к европейским стандартам // Нотариальный вестник. 1997. N 3. Сб. - 7.

28. Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации деятельности нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус, 2005, № 5.

29. Филимонов Ю. Нотариат - в исключительное ведение Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. № 2.

30. Филимонов Ю. Нотариус - лицо должностное? // Российская юстиция. 1996. N 9.

31. Франковска С., Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный Суд США о гражданских правах и свободах. Варшава, 1997.

32. Хазаров М.М. Нотариат и судебный контроль // Нотариальный вестник. 1997. N 6.

33. Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998.

34. Черепанов Г.И. Гражданско - правовая ответственность нотариусов // Нотариус. 1999. N 1.

35. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.

36. Шарафетдинов Н. Нотариальная тайна: аспекты теоретические и практические // Нотариальный вестник. 1998. N 2.

37. Эрделевский А. Новое законодательство: нотариальный аспект // Нотариальный вестник. 1997. N 2.

38. Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Профессиональное нотариальное право. М.: Юристъ, 2001.

39. Ярков В.В. К проекту нового закона о нотариате // Нотариус. 1999. N 4.

Примечания:

Примечаний нет.