Актуальные проблемы защиты коммерческой тайны

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 83  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 3

1. Понятие, сущность, историческое развитие защиты коммерческой тайны 8

1.1. Исторические аспекты защиты коммерческой тайны 8

1.2. Сущность понятия коммерческая тайна 10

1.3. Объекты интеллектуальной собственности в современном законодательстве 14

1.4. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну 23

2. Законодательное регулирование области защиты коммерческой тайны 26

2.1. Современное законодательство о коммерческой тайне 26

2.2. Содержание проекта закона "О коммерческой тайне" 31

2.3. Сравнение проекта федерального закона “О защите коммерческой тайны” с действующим законодательством 33

Глава 3. Возможные пути совершенствования законодательства по защите коммерческой тайны 44

3.1. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны, определение возможностей для ее применения в Российском законодательстве 44

3.2. Проблемы и перспективы реформирования законодательства о защите коммерческой тайны 64

Заключение 79

Список литературы 83

Введение

Введение

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.

Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей "тайной войне".

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

Именно этим и определяется актуальность данной темы.

В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ в правовой практике России информация впервые законодательно определяется как объект права (ст. 128), однако само понятие "информация" при этом не раскрывается.

Все это говорит о том, что законодательство в данной области несовершенно.

Федеральный закон "О коммерческой тайне" был принят Государственной Думой. Советом Федерации Федеральный закон и направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Однако, президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "О коммерческой тайне". В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона "О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, как указывает Президент Российской Федерации, неправомерен. Президенту Российской Федерации представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима. Предлагаемое в законе "О коммерческой тайне" определение "ноу-хау" не соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а содержащееся в тексте закона определение информации, составляющей коммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.

Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование.

Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений, подпадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, не могут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Закон должен установить перечень сведений, по отношению к которым режим коммерческой тайны неправомерен. Поэтому к наиболее важным концептуальным положениям законодательства о коммерческой тайне могут быть отнесены порядок формирования или условия создания перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну, а также установление меры ответственности за неправомерное расширение означенного перечня либо неправомерное исключение из означенного перечня и, соответственно, разглашение коммерческой тайны. Правоведы и юристы не пришли к единому мнению относительно перечня сведений и ответственности, связанных с правовым регулированием сведений, могущих быть отнесенными к коммерческой тайне. Действующими нормативными правовыми актами указанный перечень сведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектах права законодательной инициативы и о представителях органов государственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единый подход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний к разрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне были сделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране в режиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательной инициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческой тайне, не были единодушны. Наличествует заметный интерес к теме, обильны публикации по данной проблеме, но так и не сложилось общепринятой точки зрения на указанные объекты.

При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.

Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

Список литературы

Список литературы

1. Конституция РФ

2. УК РФ

3. ГК РФ

4. ТК РФ

5. Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны. Экономика и жизнь от 24.12.2002

6. Вихорев С. Конфиденциальная информация и законодательство Российской Федерации. Банковские технологии, №9, 1997

7. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, №5, 1992

8. Комментарий проекта закона о коммерческой тайне. Марушко Э. М.,1999

9. Круглый стол "Проект федерального закона "О коммерческой тайне"" Москва, 30.10.2003 г.

10. Фурсенко А. «На смену проекту IV части Гражданского кодекса придут законы прямого действия». Новости от 24.12.2002 г.

11. А.П.Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.,2001 , С.674

12. Экспертное заключение на проект федерального закона "О коммерческой тайне" Фонд развития парламентаризма в России, май 2003 г.

13. Проект Федерального закона о коммерческой тайне от 20.08.2002

14. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны Фонд развития парламентаризма в России в октябре 2003 г.

15. И.Л. Петрухин. Личные тайны (человек и власть) М, 1998

16. В. Розенберг. Промысловая тайна. СПб, 1910

17. Завалюнюк А. Защита информации глазами юриста. Журнал CSO, №1, 2003

18. Защита коммерческой информации. Теория и практика. М.,2003

19. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М.:ООО «Инкомбук», 1997.

20. Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. М.: Универсум, 1991.

21. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей информации). М.: ЭКО-консалтинг, 1992.

22. Казакевич О.Ю. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). М.: Объединение УППИКС, 1992.

23. Раевский Г.И. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // «Частный сыск». - 1999. - N4.

24. Северин В.А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законность. - 2000. - N1. - С. 32-39

25. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Международные отношения. - «Летописец». - 2000.

26. Отнюкова Г. Коммерческая тайна: комментарии и толкования // Закон, 32, 1998, ст. 52-65 //

Примечания:

Примечаний нет.