Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 81  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА. 2

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ. 2

ГЛАВА III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ. 2

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ. 2

§ 1. Прием документов и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации. 2

§ 2.Правовая экспертиза документов и проверка законности сделок. Установление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации. 2

§ 3. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Внесение записей в Единый государственный реестр прав. 2

§ 4. Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 2

Введение

С развитием рыночных отношений в нашей стране вполне естественно связано и возникновение разного рода проблем, в том числе и правового характера, разрешением которых, по мере возможности и необходимости, занимались и занимаются законодатели.

Так, в процессе формирования рынка недвижимости, возникла потребность во введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на нее. Можно выделить несколько причин ее возникновения.

Во-первых, в силу сложившейся психологии участники гражданско-правовых отношений полагали, что правоустанавливающие документы на недвижимое имущество может выдать только государственный орган.

Во-вторых, юридические лица, приобретавшие в процессе приватизации недвижимость в частную собственность, хотели получить доказательство данного факта от ее бывшего собственника – государства.

В-третьих, нехватка оборотных финансовых средств у приватизированных предприятий или их собственников вызывала потребность в банковском кредитовании. В свою очередь, банковским или иные кредитным учреждениям в обеспечение предоставляемых кредитов требовались серьезные гарантии. Как правило, они требовали в залог недвижимое имущество и, как следствие, правоустанавливающие документы на него.

Конечно, разными государственными органами предпринимались попытки выдавать правоустанавливающие документы на недвижимость. В частности, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней выдавали Свидетельства на право собственности на имущественные комплексы, а бюро технической инвентаризации городов (районов) – регистрационные удостоверения на отдельные объекты. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества основывались на положениях Закона РСФСР от 03 июля 1991г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Указе Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992г. В соответствии с положениями названных актов комитеты должны были передавать свидетельства о собственности на предприятие для продажи соответствующим фондам имущества.

Но в то же время такие документы не могли считаться правоустанавливающими, поскольку на момент осуществления таких действий законодательство РСФСР в качестве основания (титула) собственности признавало договоры купли-продажи и иные сделки, установленные законом. В этом же качестве рассматривались планы приватизации предприятий с приложениями – актами оценки имущества при соблюдении обязательной государственной регистрации данного предприятия.

Кроме того, в тот период, вследствие противоречивости отдельных нормативных актов судами по-разному определялся момент возникновения права собственности. Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 32 от 02 декабря 1993г. записано, что «право собственности возникает с момента внесения платежа по договору купли-продажи». В то же время в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 1995г. № 5325/95 было отмечено, что «право собственности возникает с момента передачи вещи, если иное не установлено законом и договором».

Подобная неясность Гражданского кодекса РСФСР 1964г. и Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», связанная с определением момента возникновения права собственности на недвижимость, зачастую тормозила гражданский оборот недвижимости.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приобрели особую значимость, а сама регистрация – зачастую правообразующее значение. В соответствии с положениями Кодекса в зависимость от соблюдения требований о регистрации ставится возникновение права собственности на недвижимость и иных прав, подлежащих государственной регистрации (п.2 ст. 8 ГК), а в ряде случаев – действительность совершенной с недвижимым имуществом сделки.

Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте, закон закрепил ее специальный правовой режим. Он заключается в том, что право собственности, другие вещные права на недвижимость, их ограничение, возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.

21 июля 1997 года был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который подробно регламентирует порядок проведения регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также полномочия органов осуществляющих государственную регистрацию. Данный закон вступил в действие в конце января 1998г., в связи с чем представляется интересным рассмотреть в данной работе тот порядок, который предусматривает вышеуказанный закон, а также практику его применения.

Список литературы

Законодательство:

1. Гражданский кодекс РФ 1994г.

2. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.

3. Арбитражно-процессуальный кодекс РСФСР.

4. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г.

5. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» № 1531-1 от 03.07.1991 (в ред. 17.03.1997г.)

6. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 66 от 29.01.1992г. (в ред. 14.07.1998г.)

7. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991г. (с посл. изм. и доп.)

8. Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998г.

9. Приказ Минюста РФ № 289, Госстроя РФ № 235, ФКЦБ РФ № 290 от 16.10.2000г. «Об утверждении инструкции о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона и договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам».

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 475 от 15.04.1996г.

11. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 1378 от 01.11.1997г.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного Положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 288 от 06.03.1998г.

13. Постановление Правительства УР «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории Удмуртской Республики» № 54 от 26.01.1998г.

14. Постановление Правительства УР «О Регистрационной палате Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 1017 от 02.11.1998г.

15. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991г.

16. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993г.

17. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ от 21.07.1997г.

18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» № 713 от 17.07.1995г.

19. Постановление Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» № 248 от 26.02.1998г.

20. Приказ Минюста № 83, Мингосимущества РФ № 172, Минземстроя РФ № 23 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22.07.1998г.

21. Приказ Минюста РФ № 194, Минимущества РФ № 16, Госстроя РФ № 1, Росземкадастра № 168 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах» от 03.07.2000г.

Судебная практика:

1. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 32 от 02.12.1993г.

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 59 от 16.02.2001г.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 8 от 24.08.1993г.

4. Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений» № 53 от 01.06.2000г.

5. Информационное письмо ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» № 21 от 13.11.1997г.

Литература:

1. Гражданское право..// под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – Москва 1998г.

2. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. – Москва, 1999 г.

3. Сделки с недвижимостью - оформление без нотариуса: государственная регистрация, образцы документов. - Москва, 2000.

Периодические издания:

1. Белов В.А. Всегда ли нужно регистрировать сделку с недвижимостью? // «Законодательство», июль 1999г., № 7.

2. Дмитриев А.В. От «укрепления прав» до государственной регистрации прав на недвижимое имущество: опыт России. // «Законодательство», июль 2000г., № 7.

3. Дмитриев А.В. Сравнительный анализ систем регистрации прав на недвижимость в России, Германии и Испании. // «Законодательство», ноябрь 2000г., № 11.

4. Иванова Н.Р. Споры о регистрации перехода права собственности на нежилые помещения. // «Адвокат», 1999г., № 9.

5. Киндеева Е.А. Регистрация договора аренды нежилого помещения: быть или не быть. // «Экономика и жизнь», 2000г., № 8.

6. Крылов С. Регистрация прав на недвижимость: понятие и проблемы. // «Российская юстиция», 1997, № 10.

7. Куликова А.Н. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: за и против? // «Нотариальный вестник», 1999г., № 5.

8. Романов О.В. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с недвижимым имуществом: некоторые проблемы правоприменения. // «Хозяйство и право», 1998г., № 7.

9. Сергеев В.И. Регистрация прав на недвижимое имущество. // «Право и экономика», 1999г., № 12.

Примечания:

Примечаний нет.