Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Общая характеристика прав потребителей при покупке товаров, при выполнении работ, при оказании услуг 7

1.1. Понятие и значение потребительского права 7

1.2. Права и регламентации прав потребителей 13

1.2.1. Право потребителя на получение информации о товаре 14

1.2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) 18

1.2.3. Право потребителей на возмещение ущерба 20

1.2.4. Право потребителя на судебную защиту 22

ГЛАВА II. Основные аспекты прав потребителей в гражданском обороте 23

2.1. Права потребителей при покупке товаров 23

2.1.1. Качество продаваемых товаров и права потребителя при продаже ему товара с недостатками 23

2.1.2. Право на устранение недостатков товара 28

2.1.3. Право на соразмерное уменьшение покупной цены 29

2.1.4. Право на замену товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) 30

2.1.5. Право на расторжение договора купли-продажи 36

2.2. Права потребителей связанных с выполнением работ (услуг) 38

2.2.1. Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения этих сроков 38

2.2.2. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков 40

2.2.3. Смета на выполнение работы (оказание услуги) 42

2.3. Права потребителей в сфере оказания услуг 43

ГЛАВА III. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей 48

3.1. Основные аспекты гражданской ответственности за нарушение прав потребителя 48

3.2. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей 59

3.3. Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда 65

3.4. Права общественных объединений потребителей 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 83

Введение

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Проблема развития законодательства, защищающего права и интересы потребителей, является довольно новой для российской правовой науки.

Следует отметить, что в имеющихся отдельных исследованиях достаточно широко освещается проблема защиты прав потребителей в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно-правовом ракурсах.

В работе широко использованы положения советских и современных исследований. Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах В.В. Антонова, А.Л. Белахова, B.C. Белых, А. Винавера, К.Л. Граве, А.Я. Куник, Ю.Я. Львович, Я. Парций, Г.А. Толпыгина. Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г.И. Вольфмана, Ю.В. Кореневского, Р. Орымбаева, Ю.И. Ляпунова. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды Т.О. Аймана, Л.В. Винокуровой, О.Н. Зименковой, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Шерстобитова, В.А. Язева.

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении прав потребителей при покупке товаров, при выполнении работ, при оказании услуг, а также выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе проведенного исследования предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

­ определить понятие и значение потребительского права;

­ рассмотреть общие основные права потребителей и регламентации этих прав;

­ представить основные характеристики прав потребителей при покупке товаров, при выполнении работ и прав, связанных с оказанием услуг в гражданском праве;

­ исследовать механизмы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей;

­ выявить проблемы, существующие в российском законодательстве, и предложить пути их решения;

­ сделать выводы.

Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского рынка на современном этапе развития.

Предметом исследования являются законодательство, защищающее права потребителей в РФ.

Методологическая основа дипломного проекта представлена системой различных общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемой проблемы. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают формально-логический, сравнительный методы и специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы новые предложения по проблемам совершенствования законодательства, в частности Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и практики его применения.

В законодательстве современной России выявлены пробелы, которые требуется устранить в самое ближайшее время.

При исследовании механизмов защиты прав потребителей с момента их формирования и по сегодняшний день обоснованы причины их неэффективности и предложены пути модернизации таких прав потребителей, как право на безопасность товаров, работ, услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей; право на судебную защиту.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 30 ноября 1994 г.

2. Гражданский кодекс РФ, часть 2 от 26 января 1996 г.

3. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей"" от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства от 15 января 1996 г., № 3, стр. 140. // Российская газета от 16 января 1996 г.

4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей"" от 17 декабря 1999 г. // Собрание законодательства от 20 декабря 1999 г., № 51, стр.6287. // Российская газета от 21 декабря 1999 г.

5. Федеральный закон РФ "Об акцизах" от 7 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 января 1997, 14 февраля 1998 г.) // Собрание законодательства, 1996 г., № 11, стр. 1016

6. Федеральный закон " Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) // Собрание законодательства от 22 мая 1995 г., № 21, стр. 1930. // Российская газета от 25 мая 1995 г.

7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая 2000 г., 29 декабря 2000 г.) // Собрание законодательства от 28 сентября 1998 г., № 39, стр. 4857. // Российская газета от 3 октября 1998 г.

8. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. // Собрание законодательства от 12 июля 1999 г., № 28, стр. 3490. // Российская газета от 14 июля 1999 г.

9. Закон РФ "О стандартизации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. - ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр.966. // Российская газета от 25 июня 1993 г.

10. Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" (с изменениями от 11 марта 1999 г.) от 4 апреля 1996 г. // Российские вести от 30 мая 1996 г.

11. Закон "О защите прав потребителей". Практический комментарий. - М.: Информационно-издательский фонд "СПРОС" КонфОП, 2000.

12. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, часть 1 (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА - М., 1998.

13. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. - М.: ООО Издательство "ПРОСПЕКТ", 1998.

Статьи, учебники

1. Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. - М.: "Проспект", 1997.

2. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей. // Российская юстиция, 1998 г., № 8 , стр. 27

3. Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. - Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2000.

4. Уголовное право. Учебник, особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1998.

5. Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц. // Российская юстиция, 1997 г., № 11, стр. 3.

6. Понятие "потребитель": процесс становления // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 23.- 2000.

7. Законодательство о защите прав потребителей: пути совершенствования // Проблемы совершенствования Российского законодательства. - Ставрополь, 2000.

Судебная практика

1. Обзор практики Верховного Суда "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" - Бюллетень Верховного Суда, 1995 г., № 10, стр. 10.

2. Обзор практики Верховного Суда за 2-ой квартал 1996 г. - Бюллетень Верховного Суда, 1997 г., № 3, стр. 8.

3. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. - Бюллетень Верховного Суда, 1999 г., № 6, стр. 8.

4. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 1999 г. - Бюллетень Верховного Суда, 2000 г., № 2, стр. 9.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) - Российская газета от 8 февраля 1995 г.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 29 сентября 1994 г. № 7 (с изменениями от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г.) - Бюллетень Верховного Суда РФ 1995 г., № 3, стр. 9, Российская газета от 26 ноября 1994 г.

Примечания:

Примечаний нет.