Введение
Данная тема представляется нам актуальной в современных условиях. Оценка государственной собственности, как новое направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью инвентаризации государственного и муниципального имущества, для целей инвентаризации и приватизации.
В нашей стране во время существования командно – административной системы, профессии оценщика как таковой практически не существовало. Но, объективно, политическая и экономическая ситуация в России, зарождающиеся рыночные отношения, стали требовать правового регулирования формировавшейся оценочной деятельности.
Актуальность проблемы государственной собственности в постсоветской России обусловлена двумя причинами. С одной стороны значительная часть объектов бывшей "общенародной" собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.
С другой стороны, проблемы экономических реформ в России обычно связываются с низкой управляемостью народного хозяйства. Стремление "усилить" роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.
Действительно, право собственности государства в той или иной степени используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Именно поэтому кажется естественным стремление государства сохранить свое участие в важнейших и крупнейших компаниях России, прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов.
Помимо повышения степени управляемости экономикой через объекты государственной собственности, существование государственной собственности обусловлено выполнением государством социально-значимых функций при невозможности их исполнения на базе частной собственности в современных условиях.
С позиций институциональной теории существование различных форм собственности, в том числе и государственной, в долгосрочном плане объясняется минимизацией трансакционных издержек, связанных с некоторыми видами деятельности. В ряде случаев государственная собственность может быть наиболее эффективным средством решения проблемы трансакционных издержек. Выбор между государственным и частным способами производства любого общественного блага регулируются сопоставлением издержек, присущих этим способам: выживает тот из них, который реализуется с минимальными затратами. При этом совокупные издержки частного производства, включающие как прямые, так и сопряженные (связанные с реализацией социальной инновации, заключающейся в изменении общественного мнения и ломке существующей традиции), оцениваются как более высокие, чем издержки государственного производства данного общественного блага. Особое значение имеет учет издержек институциональной трансформации, факторами которых В. Полтерович называет следующие: отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов; издержки дезорганизации; издержки перераспределения переходной ренты.
Многие общественные блага, действительно, эффективнее производить государственным, нежели частным способом, но в этом, по справедливому замечанию В. Тамбовцева, "государство может убедиться лишь на собственном опыте, приходя в своей эволюции к гораздо более сложной структуре расходов, чем сбор доходов и расходование оставшейся части на личные нужды работников организации, именуемой государством".
Важное значение имеет соотношение государственной собственности и потенциала государства. Эффективно управляемая государственная собственность способствует приумножению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства. В то же время неэффективно используемые государственные ресурсы наоборот, влияют на способность государства организовывать коллективные действия, разрушают потенциал государства.
В этой связи важным моментом нам представляется институт оценки собственности, особенно, применительно к государственной и муниципальной собственности.
Предмет изучения данной работы – общественные отношения складывающиеся в связи и по поводу оценки государственной собственности в РФ.
Целью настоящей работы является исследование института оценки государственной собственности в РФ, а также подготовка предложений по усовершенствованию данного механизма.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
1) Провести анализ действующего законодательства в области оценки государственной собственности;
2) Обобщить практику оценки государственного имущества в г.Москва.
3) Рассмотреть оценочную деятельность на примере муниципального административного здания
4) Выявить недостатки оценочной деятельности на нашем примере.
5) Предложить методику оценки государственной собственности;
6) Оценить эффективность предлагаемой методики;
7) В заключении сделать выводы.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, структура которых отражает поставленные в работе цель и задачи.
Глава 1. Методологические принципы оценки государственной собственности
1.1. Понятие и сущность государственной собственности
Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям.
Во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени. В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли как энергетика, связь, транспорт, а также спорт, медицина, образование, культура и др.
Во-вторых, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров. Сюда, в частности, относятся поддержание обороноспособности страны, содержание правоохранительных органов, дорожной сети и др. Все эти товары и услуги необходимы обществу в целом, предельные издержки на их производство не связаны с количеством потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об этом.
В-третьих, необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. Например, рыночный механизм стимулирует внедрение и эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, но обычно слабо обеспечивает стратегические прорывы в науке и технике, развитие фундаментальных исследований в самых различных областях.
В-четвертых, наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. Особенно это касается таких элементов, как единая энергосистема, магистральные железнодорожные линии и т.д. В данном случае существование государственной собственности способствует проведению определенной экономической политики.
В целом зарубежный и отечественный
|