Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Таким образом, разработка новых подходов к совершенствованию политики антимонопольного регулирования по оптимизации деятельности компаний в условиях современного рынка, выявление достоинств и недостатков, используемых в настоящее время методов их оценки и обоснование концепции комплексного антимонопольного регулирования, важно обеспечить как на уровне государства, так и на уровне отдельных его субъектов.
В этой связи приобретает особую важность дальнейшее изучение категорий антимонопольного регулирования, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.
Актуальность такого подхода связана с тем, что зависимость между антимонопольным законодательством и экономической реальностью противоречива, поскольку, в ряде отраслей экономики государства антимонопольное регулирование может привести к снижению эффективности их деятельности, государство может потерять доходность работающих естественных монополий. В результате этого снизится финансовая устойчивость всего государства. При росте доходности отрасли становятся менее емкими, что сокращает издержки предприятий, а с другой стороны дает возможность воспользоваться приоритетным рыночным положением. Данная взаимосвязь указывает на необходимость такого подхода к антимонопольному регулированию, который учитывает взаимное влияние всех факторов и использует инструменты воздействия во благо государства.
Целью данного курсового исследования является разработка научно-обоснованной концепции по совершенствованию антимонопольного регулирования в России, по оптимизации взаимосвязи федеральной и местной структур антимонопольного регулирования.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
1. проанализировать антимонопольную политику государства в современных условиях;
2. раскрыть категорийный аппарат, применяемый в исследовании рынка на предмет монополизированности;
3. разработать теоретико-методологические подходы к исследова
нию рынка и антимонопольному регулированию;
4. выявить достоинства и недостатки современных методов антимонопольного регулирования;
5. обосновать концепцию комплекса антимонопольного регулирования;
6. раскрыть причины недостаточно эффективного управления рынками в России;
7. рассмотреть системы работы антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях;
8. исследовать современное состояние антимонопольного регулирования в Челябинской области;
9. разработать механизм оптимизации антимонопольного регулирования в Челябинской области.
Объектом исследования на макроуровне является современный экономический рынок и его структуры, обладающие признаками монополий и механизмы его государственного регулирования. На микроуровне объектом исследования выступил современный экономический рынок Челябинской области, структуры антимонопольных служб Федерации и Области.
Предметом исследования являются организационные и экономические факторы совершенствования политики антимонопольных органов в целях оптимизации функционирования современного рынка.
1) Методология исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области антимонопольного регулирования, федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21.07.2005 N 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , Федеральный закон от 23.06.1999 № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Закон от 22.03.1991 N 948-1(ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» ,Приказ ФАС РФ от 13.10.2004 N 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы», экономико-правовая литература, публикации в отечественной и зарубежной печати, материалы, размещенные в сети Интернет на официальном сайте ФАС.
Методической базой исследования явились методы экономического, статистического, логического и системного анализа, статистических группировок и статистических рядов. При формировании выводов нами учитывалась действующая законодательная и нормативная база по рассматриваемым проблемам.
В качестве фактического материала, иллюстрирующего разработанные концепции, использованы статистические и аналитические материалы УФАС по Челябинской области, данные, опубликованные в открытой печати, статистика исследований, данные экспертных заключений; результаты расчетов и выводы автора, выполненные на основе материалов анализа антимонополистической деятельности в России.
Актуальность данного исследования вызвана тем, что комплексная и адекватная система антимонопольного регулирования в России является сложной задачей, основанной на современных методах, и лишь в последнее время были предприняты попытки формирования относительно корректной нормативной базы антимонопольного регулирования.
Во-первых, комплексная оценка выступает как инструмент научного познания закономерностей сложных социально-экономических процессов.
Во-вторых, комплексный анализ является основой управленческих решений, что особенно актуально в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в стране и тенденцией по созданию адекватного внешнего аудита, направленной на пресечение нарушений в работе компаний.
В-третьих, ситуация осложнена тем, что по ряду причин многие западные методы антимонопольного регулирования неприменимы к российским условиям ввиду некорректного формирования рынка в период СССР.
|