Введение
Земельная реформа последних лет привела к тому, что в России начало стремительно изменятся отношение к земле. Раньше земля практически безраздельно принадлежала государству. Главными последствиями реформы явилось то, что ныне, когда монополия государства уходит в прошлое, появился новый вид землепользователей - собственники, которые в отличие от государственных чиновников заинтересованы в более эффективном использовании своих земельных участков и скорейшем их освоении.
Однако, вопросы эффективного управления земельными ресурсами и контроля за их рациональным использованием по-прежнему остаются за государством. Одним из этих вопросов является вопрос предоставления земельных участков для целей строительства и контроль за их освоением и использованием.
Вопросы возрождения и строительства современной России, привлечение инвестиций для развития и модернизации всей ее инфраструктуры не возможны без решения земельных вопросов - прежде всего без отвода земельных участков для строительства новых объектов и без расширения земельных участков для дополнительного строительства и расширения уже возведенных строений. И решаться эти вопросы должны, прежде всего, в ключе приватизации государственной земли, то есть передаче ее в собственность граждан и юридических лиц, но при строгом контроле государства за использованием земли и только в соответствии с действующим законодательством.
В противном случае земельные ресурсы, несмотря на сохранение государственной собственности, не смогут эффективно использоваться. Что, в свою очередь, может привести к тому, что даже при наличии огромных площадей для строительства и развития инфраструктуры земель поселений, может произойти их "запустынивание", либо произойдет "разбазаривание" указанных земель, их использованием не по назначению на фоне потери контроля и управления государства над земельными ресурсами.
Очевидно, что земля, являясь природным ресурсом, должна эффективно использоваться в интересах всего общества, а не по усмотрению отдельных чиновников или небольших слоев общества. Земля должна стать эффективным инструментом для развития всей страны, на общее благо.
Этого можно достичь только учетом интересов всех слоев общества и самого государства современной России. Государство, в лице своих органов исполнительной и законодательной власти, должно навести порядок в рациональном использовании земли, в установлении справедливых платежей за землю, в предоставлении всем равных условий хозяйствования на основании обязательных для всех законов.
Земельное законодательство, и, прежде всего, вступивший в действие 30 октября 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации, сделал более прозрачной процедуру предоставление земельных участков, в том числе для целей строительства. Наиболее заметной его новеллой можно считать предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного согласования мест размещения исключительно на торгах, а не по усмотрению представителей власти.
Однако остаются неурегулированными еще ряд вопросов. В частности, нет единой, четко регламентированной системы предоставления земельных участков под строительство, из-за чего в различных субъектах Российской Федерации власти существуют свои порядки предоставления земельных участков. Он может довольно сильно отличаться даже в граничащих друг с другом районах одного субъекта Российской Федерации.
Цель данной работы - рассмотреть особенности права собственности на землю.
Задачами данной работы будут:
Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование права собственности на землю.
Раскрыть виды права собственности на землю;
Рассмотреть аренду земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области.
В соответствии с названными задачами структура работы будет выглядеть следующим образом:
В первой главе будет рассмотрено нормативно-правовое регулирование права собственности на землю, для рассмотрения данного вопроса в главе будут:
Дано понятие права собственности на землю;
Рассмотрено возникновение и прекращения права собственности на землю;
Показаны права и обязанности собственников земельных участков.
Во второй главе будут подробно охарактеризованы виды права собственности на землю, а именно:
Собственность на землю граждан и юридических лиц;
Государственная собственность на землю;
Собственность РФ, собственность субъектов РФ;
Муниципальная собственность на землю.
В третьей главе будут рассмотрены особенности отношений связанных с арендой земель сельскохозяйственного назначения на примере Кемеровской области.
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование права собственности на землю
1.1. Понятие права собственности на землю
Восстановление института частной собственности вызывает к жизни многие правовые последствия, еще не совсем, быть может, осознанные обществом. Особенно это касается земли, которая становится объектом гражданских прав и вводится в оборот.
Коль скоро земельные участки закон отнес к недвижимому имуществу (п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ), логично предположить, что их оборотоспособность предполагает наличие у граждан самых разнообразных вещных и обязательственных прав на такие земельные участки.
Разумеется, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами лишь в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п.3 ст.129 ГК). Многие из таких законов еще только проектируются, но тем не менее анализ действующего земельного и гражданского законодательства позволяет хотя бы в общих чертах выявить и систематизировать уже имеющиеся права граждан на землю.
Однако прежде следует определить, кто подразумевается под гражданами. По мнению профессора А.Голиченкова, понятие "граждане" в данном контексте синонимично таким, как "граждане Российской Федерации" ("граждане РСФСР"), "физические ли
|