В настоящее время без автоматизированного учета различных сфер деятельности не может существовать ни одно современное предприятие. Не исключением в этом являются и подразделения ОАО НГК «Норильский никель». Автоматизация (как учета, так и любая другая) позволяет оптимизировать любой процесс: снизить затраты и повысить производительность, увеличить достоверность отчетной информации.
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть “бумажной информатикой”[1].
Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации.
Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы[2].
При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, - остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. Эта база (информационная, или база данных) находится, таким образом, в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения, происходящие в реальном объекте, с которым имеет дело система. Хранение информации в памяти ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т.е. способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.
Рассматривая процессы развития компаний, занимающих видное место в современном мире, можно сформулировать определение: "преуспевает тот - кто обладает знанием, способностью развиваться и быстрой реакцией на изменяющиеся условия". Это хорошо отслеживается практически во всех отраслях промышленности и в сфере услуг[3].
Использование творческого потенциала персонала, также зачастую необходимое условие процветания компании. Таким образом, одним из условий, для того чтобы предприятие эффективно работало, приносило доход, было конкурентоспособным, является автоматизация его некоторых процессов.
На выбор пути реализации системы управления влияет множество факторов, таких как: финансовые возможности предприятия, срочность внедрения системы в работу, уровень автоматизации предприятия. Одним из важнейших факторов является наличие специалистов в данной области, способных в дальнейшем поддерживать систему[4].
Одним из средств, для решения задачи по созданию автоматизированных рабочих мест предприятий является разработка систем по заказу предприятия специалистами-разработчиками. Подобный подход позволяет максимально адаптировать систему к условиям специфики работы в этой организации, учесть все нюансы бизнес–логики.
Но практически на любом пути, реализация системы управления проходит несколько этапов:
• осмысление необходимости автоматизации предприятия руководителем;
• принятие руководителем решения о том, что именно необходимо автоматизировать;
• системный анализ специалистом с выяснением, что именно нужно клиенту;
• разработка решения;
• выбор средств реализации системы;
• разработка системы;
• отладка и тестирование;
• внедрение на предприятие, обучение персонала и поддержка системы.
Соблюдение и качественное выполнение этапов 2-8 позволяет создать действительно качественное автоматизированное рабочее место, что благоприятно отразится на работе предприятия.
В управления строительства ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель» большое количество компьютерного оборудования. Компьютеры поступают на предприятие, движутся с места на место, переходя с подотчета одного материально ответственного лица, на подотчет другого, и все они должны учитываться. А посему приходится обрабатывать огромное количество информации.
Руководство управления строительства ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель», пришло к выводу, что нужно автоматизировать этот процесс, потому как он довольно трудоемкий и занимает немало времени и усилий.
Программа разрабатывалась на основе модели клиент-сервер, позволяющей построить сеть на основе мощного сервера и недорогих клиентов, так как основная нагрузка по обработке данных ложится на сервер баз данных. Серверная часть реализована на Microsoft SQL Server 2000, который обеспечивает хранение, целостность и распределенную обработку данных, централизованное управление защитой, распределение прав пользователей вплоть до записи и конкретного атрибута.
Клиентская часть реализована на языке С++ с использованием интегральной среды разработки Borland C++ Builder 5.0, так как она является наиболее гибким средством по созданию клиентских приложений с работы с базами данных. А так же имеет обширный инструментарий по созданию удобного пользовательского интерфейса.
Целью данной дипломной работы является автоматизация процесса инвентарного учета компьютерного оборудования в управлении строительства ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель» — разработка и внедрение базы данных, а также клиентской части, которая представляет собой средство работы с базой данных.
Для этого поставлены и решены следующие задачи:
• сделан полный информационный анализ;
• построена информационно-логическая модель основных подсистем;
Разработано клиентское приложение, реализованное на Borland C++ Builder 5.0, позволяющее:
• обрабатывать данные на сервере;
• осуществлять поиск по разным критериям;
• создавать отчеты;
Задачи дипломной работы.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
1. Построение структуры реляционной базы данных;
2. Использование сетевых технологий, создание на их основе комплекса организации удаленного доступа к данным с использованием современных средств визуального программирования.
3. Разработка модели взаимодействия клиентского программного обеспечения с серверным с учетом обеспечения защиты данных при вводе, передаче и хранении.
4. Разработка программного комплекса, целью которого является:
• осуществление удобного ввода информации;
• отслеживание правил, которым должна удовлетворять информация;
• автоматическое изменение, перерасчет зависимой информации от изменяемых данных;
• составление отчетов и вывода их на печать;
• осуществление взаимодействия с общей базой данных;
• организация работы с данными с использованием технологии клиент – сервер;
• автоматизирование процесса контроля движений компьютерного оборудования;
• создание комбинированных отчетов в зависимости от критериев выбора заданных пользователем.
5. Разработка и создание базы данных хранящей и обрабатывающей информацию по оборудованию;
6. Создание программного продукта с удобным интерфейсом для обработки информации и предоставляющего возможность просмотра и печати отчетов.
Объект исследования.
Объектом исследования является деятельность управления строительства ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель»
Предмет исследования.
Предметом исследования является разработка клиентской и серверной части программы инвентарного учета.
Методы исследования.
Результаты работы основываются на принципах: информационного моделирования предметной области и связанных с ней приложений, реляционного подхода к построению инфологической модели и технологии «клиент-сервер».
При построении клиентского приложения были использованы следующие технологии: объектно-ориентированное программирование, система ускоренной разработки приложений (RAD — Rapid Application Development), средства для интеграции источников данных в пользовательском приложении ActiveX Data Object (ADO).
Гипотеза исследования.
Использование программы инвентарного учета компьютерного оборудования экономически эффективно. Оно позволит уменьшить нагрузку и сэкономить время работников.
Новизна работы.
Данная разработка является примером улучшения качества и оперативности работы. Наиболее важным показателем является то, что в данной работе проведен анализ деятельности с точки зрения технологии автоматизации. На основании приведенных методов исследования разработанное программное обеспечение является уникальным в своем роде, так как учитывает специфику именно того предприятия, для которого создавалось.
Практическая значимость.
Использование программы инвентарного учета позволяет устранить следующие недостатки:
• рутинная (монотонная) работа;
• дублирование и избыточность информации;
Разработанное программное обеспечение применяется в управлении строительства ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель» для:
• ввода данных;
• учета оборудования;
• подведения результатов.
На защиту выносится:
Серверная часть, представляющая собой базу данных, которая позволяет:
• поддерживать декларативную ссылочную целостность;
• обеспечивать целостность данных в соответствии с бизнес–правилами;
• обеспечивать безопасность данных;
• хранить все необходимые данные о компьютерах, и материально ответственных лицах;
Клиентская часть проекта, позволяющая вводить, просматривать и редактировать данные, а также получать все необходимые данные посредством формирования запросов.
Структура и объём работы.
Дипломная работа состоит из введения, шести разделов, заключения, списка литературы, включающего 35 наименований, и приложений. Общий объём работы 138 страниц, основной текст занимает 85 страниц, рисунки 20 страниц, таблицы 4 страницы, список использованных источников 3 страницы, приложения 46 страниц.
Во введении рассмотрен системный подход при проектировании программы, поставлены цели и задачи дипломной работы, методы исследования, рассмотрена практическая значимость.
В первом разделе рассмотрены вопросы создания, требования к системе, описывается общая структура объектов и модулей.
Во втором разделе рассматривается программная реализация алгоритмов и взаимодействия компонентов и модулей.
В третьем разделе приводятся результаты тестовых испытаний и опытной эксплуатации созданного ПО.
В четвертом разделе рассматриваются вопросы эргономики программного продукта.
В пятом разделе обсуждаются экономико-правовые вопросы использования разработанного программного обеспечения.
В шестом разделе представлен спецвопрос – курс лекций по дисциплине «объектно-ориентированное программирование»..
В заключении сформулированы основные выводы и результаты, полученные в дипломной работе.
В приложениях представлены: техническое задание, инструкцию пользователю, инструкция по администрированию, документированный листинг программы и материалы внедрения результатов дипломной работы.
|