Введение
Актуальность темы. На рубеже 80-х-90-х годов прошлого века произошли исторические события, которые обозначили начало фундаментальных сдвигов в модели мирового порядка. Были разрушены оставшиеся от холодной войны, присущие ей политико-экономические и идеологические барьеры, что ускорило процесс глобализации.
В мире возникли благоприятные условия как для свободного развития, основанного на широком международном сотрудничестве и взаимопонимании, так и для того, чтобы начать разрешать застарелые конфликты и предотвращать возникновение новых угроз.
Но тогда же появились и теории, ставшие оправданием для определенных политик, несших в себе высокий конфликтный потенциал. В этих теориях цивилизационный фактор хотя и признавался, но его действие в грядущей истории виделось явно в негативной перспективе.
Важно отметить, что с тех пор и до сего дня развитие процессов глобализации идет параллельно с последовательной активизацией цивилизационного фактора в мире.
Цивилизационный фактор всегда играл важную, а подчас и главную роль в глобальных военно-политических развитиях. Однако в качестве четкой политической категории этот фактор, пожалуй, стал употребляться с 1993г., когда в журнале «Внешняя политика», публикуемом американском Советом международных отношений, была напечатана статья Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (в дальнейшем она была переработана и опубликована отдельной монографией). По мнению автора, основной направленностью (аспектами) современных глобальных развитий станут столкновения отличающихся друг от друга цивилизационных групп.
В целом, понятие «цивилизация» характеризуется определенной (генеалогической, языковой, религиозной, культурной и т.п.) общностью признаков и качеств, свойственных нациям. В то же время, разные авторы дают различные интерпретации этих свойств. Вследствие подобных методологических разногласий состав и число исчезнувших и существующих ныне цивилизаций у разных авторов различны. В политической плоскости подобные вопросы, пожалуй, не столь важны: в частности, Хантингтон перечисляет 9 современных цивилизаций: Западная, Латиноамериканская, Африканская, Исламская, Китайская, Индуистская, Православная, Буддистская и Японская.
Подобная классификация цивилизаций может вызвать множество вопросов, однако она подчинена четкой логике: указанные цивилизационные единицы в той или иной мере обладают геополитическим потенциалом и являются основными акторами в современных международных отношениях.
Глобальные процессы, развернувшиеся в последние три десятилетия 20-го века, разделили мировые элиты надвое. Причем разделение это произошло как на международном, так и на национальном уровнях. Часть мировых элит пошла вслед за "цивилизацией общечеловеческих ценностей", оседлавшей волну глобализации. Сформировалась элита глобализации: финансовая, информационная, технологическая, масс-культурная, настроенная в плане цивилизационных ценностей довольно однополярно и претендующая на роль так сказать "глобальной элиты человечества", но при этом она объективно остается только частью в мировой системе элит. Другая часть мировых элит встала на позиции самоопределения.
Но в новых условиях вызовов, брошенных глобализацией, национальных критериев идентичности оказалось недостаточно. Этой части элит потребовалось подняться в процессах самоопределения на ступень выше, чтобы увидеть новые горизонты собственной идентичности. Так возник критерий принадлежности к определенной цивилизации.
В современном мире сложилась система, в рамках которой возникают такие решения, как будто их принимали люди, лишенные всякой цивилизационной идентичности и открыто игнорирующие ее в своих решениях.
Это выводит реальные политические противоречия на уровень столкновения цивилизаций и провоцирует острый конфликт.
Один из наиболее показательных примеров - трагедия Косова, которая еще не завершилась. Это яркий пример, когда рациональное желание разрешить политические противоречия на основе набора стандартных принципов (права человека плюс демократические свободы), привело к культурной и гуманитарной катастрофе и массовой трагедии людей. И это произошло в центре Европы, которая сама исторически складывалась как перекресток цивилизаций.
К сожалению, действует ложное представление, что для принятия эффективных решений по управлению миром нужна некая стерильная рациональная среда, игнорирующая фактор цивилизационной идентичности. Вырабатываются решения, определяющие судьбы людей, для которых этот фактор имеет как раз наибольшее значение.
Пренебрежение им лежит и в основе политики двойных стандартов по отношению к проблемам, в центре которых стоит цивилизационный выбор.
Мы все видим, что цивилизационный фактор уже играет заметную роль во всех сферах международной жизни. Сегодня цивилизационная идентичность обладает значительным потенциалом влияния, например, в международных отношениях, и нужно переходить к поиску позитивных форм реализации этого потенциала.
Таким образом, целью дипломной работы является рассмотрение культурно-цивилизационного синтеза в современных международных отношениях.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрение теоретических аспектов взаимодействия культур и цивилизаций, во-вторых, анализ культурно-цивилизационного синтеза в международных отношениях на современном этапе, наконец, в-третьих, исследование современных проблем взаимодействия культур и цивилизаций в международных отношениях, путей их решения.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия культур и цивилизаций
1.1. Понятия “культура” и “ци
|