Актуальность темы. Проблема реформирования современной России вызывает особый теоретический и практический интерес. Поступательное развитие общества предполагает осуществление продиктованных историческими условиями изменений.
Уже более 10 лет в российском обществе происходит модернизация общественных отношений и институтов. Этот процесс приводит в движение разные социальные силы, вызывает к жизни и побуждает к активной деятельности новые политические течения, объединения и партии.
Важное место в процессе модернизации России заняли политические группировки, партии и движения либерального толка.
Преобразования, которые произошли в российском обществе за последнее десятилетие, не оправдавшиеся надежды на быстрое повышение качества жизни, породили в российском обществе немало двусмысленностей относительно правомерности либеральных преобразований в стране.
В современной России с либерализмом стали отождествляться те реформы, которые проводились в 1990-х гг. В первую очередь, это экономические реформы, связанные с разгосударствлением собственности и созданием основ для развития рыночного хозяйства. Именно социально-экономическая составляющая является определяющей в отношении населения к либеральным преобразованиям в стране.
А.Пшеворский сравнивает структурные трансформации в экономике с прыжком в омут: "Народ не знает, где дно и на сколько ему придется задержать дыхание" .
Главный критерий целесообразности или бесперспективности преобразований общества лежит в плоскости уровня жизни людей. Бедное население не способно создать гражданское общество, поскольку оно занимается решением самых насущных проблем физиологического характера и безопасности. Только после их решения, в соответствии с концепцией А.Маслоу, индивид переходит на следующий уровень своего развития, связанный с повышением гражданской активности, массовым созданием общественных объединений в целях реализации многочисленных интересов граждан.
В нашей стране складывается опасная двухполюсная ситуация: с одной стороны избыток денег, с другой стороны - бедность. Причем первый полюс малочисленный, а второй многочисленный, что является опасным для общества, так как растущее материальное неравенство вызывает недовольство населения, подозрение в том, что реформы выгодны только отдельным социальным группам и служат их обогащению.
В этих условиях изменяется понимание демократии, либеральных ценностей у той части населения, которая относит себя к бедным. Так как заявленные ценности не прошли проверку реальной действительностью, возник разрыв между отношением к либерализму и теми возможностями, которыми она располагает в социальном аспекте. Постоянная неспособность правительства обеспечить внутренний порядок, благосостояние, процветание, равенство, справедливость со временем может лишить его легитимности.
В настоящее время все настойчивее звучит мысль о несовместимости либерализма с российским менталитетом, с историческим опытом и национальными традициями страны. Высказываются опасения, что при либеральной модели реформирования Россия утратит свою социальную и национальную идентичность и серьезно ослабит свои позиции в международном сообществе.
Сложилось определенное противоречие между реальным потенциалом либерализма как общемировой парадигмы развития, с одной стороны, и методами и последствиями его воплощения в социальную практику реформирования современной России, с другой стороны. Это противоречие требует осмысления на концептуальном уровне и поиска теоретических и практических путей решения проблемы.
Те, кто считает, что Россия настолько самобытна, что ей не дозволено развиваться с учетом опыта мировой цивилизации, уподобляется тем, о ком Хантингтон С. пишет: "Там, где люди живут и действуют не сообразно со своими характерами, а сообразно с преданиями или обычаями, там отсутствует один из главных ингредиентов благосостояния человечества и самый главный ингредиент индивидуального и социального прогресса" .
Вне всяких сомнений, обычаи и традиции должны учитываться при решении тех или иных социальных, экономических и политических задач. В то же время нельзя игнорировать те очевидные истины, без которых невозможно оставаться современным обществом. Тот, кто поступает соответствующим образом потому только, что таков обычай, тот не делает выбора, а потому не стремится к лучшему. Только человек, пользующийся своими способностями, сознательно, по своему пониманию устраивает свою жизнь.
Для сегодняшней России характерны активные поиски путей дальнейшего развития страны, эффективных методов взаимодействия государства и общества. В этих условиях либерализм имеет важное значение как политическое движение, выступающее реальным инструментом согласования и реализации интересов различных социальных слоев и групп, имеющее устойчивый набор политических принципов, ценностей и методов достижения целей.
Исследование современных процессов либерального движения поможет пролить свет и на общие тенденции развития российского либерализма, по-новому увидеть давно прошедшее, а также сделать научно обоснованные выводы относительно будущего.
Изучение темы приобретает исключительную значимость в условиях осуществления нового цикла преобразовательных реформ, так как либерализм стал рассматриваться в качестве одной из моделей развития страны, идеи которой актуальны и способны помочь российскому обществу в поисках выхода из кризиса.
Степень научной разработанности.
Оценка идей русского либерализма прошла путь от замалчивания его существования и резко негативной оценки его "буржуазности" в советское время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно возможный образец для подражания в начале 90-х годов.
Первые попытки осмысления истории отечественного либерализма восходят еще к времени его существования в России в качестве заметного фактора общественно-политической жизни конца ХIХ - начала ХХ вв. В связи с этим следует отметить труды Г.А.Джаншиева, И.П.Белоконского, В.Я.Богучарского, Б.Б.Веселовского, Н.И.Иорданского, Б.А.Кистяковского, А.А.Корнилова и др.
В 60-80-е годы ХХ в. советские историки, оставаясь в целом на позициях жесткой критики либерализма, приступают к более глубокой проработке источников и создают труды, содержащие ценный фактический материал и важные конкретные наблюдения по отдельным аспектам истории отечественного либерализма.
В трудах авторов В.Д.Зорькина, В.С.Нерсесянца, А.В.Полякова, С.А.Пяткиной, В.А.Туманова, Э.В.Кузнецова, А.И.Экимова исследуются политико-правовая теория и социально-историческая практика русского либерально - освободительного движения.
На рубеже 1980-1990 - х годов с наступлением глубоких общественно - политических перемен изучение истории либерализма вступает в новый этап, продолжающийся до настоящего времени. Некоторые итоги наступившего историографического этапа уже подведены в статьях В.В.Шелохаева, Н.В.Иллерицкой, Б.С.Итенберга.
Методологической основой дипломной работы и анализа являются работы отечественных и зарубежных исследователей.
Всю имеющуюся литературу по данному вопросу условно можно разделить на 4 тематические группы.
Первая представлена общими работами, как западных, так и отечественных мыслителей, посвященных исследованию теоретических вопросов складывания либеральной парадигмы. Ряд зарубежных исследователей представлен такими именами, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, И. Кант, И.Бентам, Д.Милль, Ф.Хайек , Л.Мизес . К русским теоретикам либеральной идеологии относятся К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Петр Струве, П.И.Новгородцев , С.А.Муромцев, П.Н.Милюков. В своих работах теоретики либеральной идеологии выработали единую систему базовых ценностей либеральной парадигмы, а именно, право индивида на самоопределение и самореализацию, право полностью распоряжаться собственной судьбой, самостоятельно избирать ориентиры жизнедеятельности, пути реализации своих желаний и стремлений, свобода личности.
Вторая состоит из трудов исследователей-историков В.В.Леонтовича, Б.Б.Веселовского, И.П.Белоконского, посвященных изучению основных этапов в формировании идеологии либерализма. Философия и политическая история, разработанные русскими либералами, стали предметом научного интереса западных исследователей - Т.Андерсена , Дж. Фишера , Дж. Патнэма , А.Валицкого и др.
Третья группа, объединяет исследования, посвященные изучению специфики отечественного либерализма. К таковым отнесем работы исследователей В.И.Приленского , В.Ф.Пустарнакова, И.Д.Осипова , И.В.Сибирякова. В своих трудах они проводили специальный анализ различных аспектов истории российского либерализма, уделяли значительное внимание его общим мировоззренческим установкам, разработке русскими теоретиками социологической и политико-правовой теории, решению ими проблем государственного устройства России.
Особую группу составляют работы, в которых анализируется трансформация либеральных ценностей в российском сознании. Исследованием отношения российских граждан к либеральной идеологии занимались такие социологи-политоги, как А.А. Кара-Мурза , М.К.Чуркин, Т.А.Заславская , А.С.Сергеева. В трудах вышеуказанных политологов выявлены противоречия, возникающие в процессе преобразования российского общества в постперестроечный период и на современном этапе, и определена оценка отношения российских граждан к проводившимся и проводимым реформам.
Источниковую основу работы составили труды отечественных либералов: Б.Н. Чичерина , П.И.Новгородцева, К.Д.Кавелина , П.Н. Милюкова , программы современных политических партий, таких, как Яблоко, Правая сила, а также данные социологических исследований.
В предметно-хронологическом плане работа охватывает два исторических периода, прямо не стыкующихся между собой: становление либерализма в России в ХVIII - ХIХ вв. и возрождение либерализма в нашей стране в конце ХХ в. в качестве самоопределившегося общественно-политического движения.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение российского либерализма.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и этапы формирования либеральной парадигмы;
- раскрыть условия, особенности и этапы формирования институционной структуры и социальной базы либерализма в России;
- проанализировать ведущие тенденции и компоненты либерализма девяностых годов, раскрыть особенности идейно - политической самоидентификации либеральных партий России на рубеже столетий;
- проанализировать трансформацию либеральных ценностей в сознании современных россиян;
- показать основные политические дилеммы, вставшие перед российским обществом и либералами за последнее десятилетие.
Новизна исследования во многом определяется тем, что российский либерализм рассматривается в дипломе в широком контексте традиций отечественной и отчасти мировой истории, во взаимосвязи прошлого и настоящего, зарубежного опыта и национальной специфики.
Инновационный характер исследования состоит, прежде всего, в установлении интеллектуального диалога между двумя разновременными пластами российской политической культуры: либерализмом ХIХ - начала ХХ вв. и возродившимся либерализмом конца ХХ - начала ХХI вв.
Объектом исследования является современный российский либерализм во взаимосвязи с его национальным историческим опытом.
Предметом исследования является трансформация отечественных либеральных ценностей.
Методологической основой исследования является представление о либерализме как одной из разновидностей политической идеологии, выступающей за свободное развитие личности, гармоничное сочетание в обществе личных и общественных интересов. Исходя из этого, работа строится на основе системного подходов. Системный подход позволяет рассматривать объект исследования через анализ его составных компонентов. При написании данной работы были использованы следующие методы: компаративный анализ, бихеоверистский метод, социологический метод.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты либерализма, раскрывается сущность либеральной парадигмы, анализируется неолиберализм и его проявление в современной России. Вторая глава посвящена анализу отечественной либеральной идеологии. В ней раскрывается специфика отечественного либерализма, выделяются основные либеральные школы, дается анализ трансформации отечественных либеральных ценностей в сознании россиян.
|