Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, начавшаяся в декабре 1993 г. с принятием Конституции РФ, прошла несколько этапов, характеризующихся принятием федеральных законов, устанавливающих основные принципы организации местного самоуправления и основные механизмы государственно-правовой защиты права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в России - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Особая важность института местного самоуправления в том, что полная реализация прав принадлежащих муниципальным образованиям, является гарантией полного и всестороннего соблюдения прав граждан России, гарантированных Конституцией.
Принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стало важной вехой поэтапной реформы, связанной с разграничением полномочий между органами публичной власти.
Принципиально новым является подход к территориальной организации местного самоуправления. Если прежний Закон обозначал лишь возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований, то теперь четко определена необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие муниципальные образования.
Муниципальное образование - это специальный субъект гражданско - правовых отношений, имеющий свои, только ему присущие особенности правосубъектности, а также особый порядок реализации в конкретных правоотношениях своих прав и обязанностей.
Одной из основных особенностей правосубъектности муниципального образования является то, что муниципальные образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность через свои органы- органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п.1 ст.125 ГК РФ). Но в результате их действий участникам гражданских правоотношений становятся именно муниципальные образования в целом, а не органы местного самоуправления.
Законодательством определено, что муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях в качестве субъектов гражданского права, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, действующее российское законодательство считает муниципальные образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц.
Ныне действующее законодательство определяет муниципальное образование как "городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения" (ст.1 Федерального закона №131-ФЗ).
Правосубъектность в гражданском праве - это собирательная категория. Она включает в себя три элемента:
1) правоспособность;
2) дееспособность;
3)деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты).
В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность - это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Целью данной дипломной работы является исследование особенностей гражданской правосубъектности муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством и проблем реализации предоставленных муниципальным образованиям полномочий.
|