Одной из особенностей общественно-политического развития постколониального Востока является активная роль армии в политической жизни афро-азиатских стран. Политизация армии определяется сложным комплексом факторов, среди которых можно выделить особенности взаимоотношений государства и общества (надстройки и базиса, если говорить марксистским языком) в развивающихся странах современного Востока.
Исторически в странах Запада становление государства либеральной демократии происходило параллельно с формированием институтов гражданского общества. В рамках западного цивилизационно-культурного генотипа политическая модернизация привела к чёткой специализации политических ролей и разделению функций государственных и политических институтов, в том числе и армии.
Армия как институт на Западе традиционно вне политики, её важнейшая функция - защита государственного суверенитета от возможной внешней агрессии. Безусловно, и в западных странах есть исключения, связанные с вмешательством армии в политическую жизнь (Греция - 1967 г., Португалия - 1974 г., попытка военного переворота в Испании в 1981 г. и т.д.), но они не меняют общей картины.
В освободившихся странах Востока сложилась иная ситуация. После завоевания независимости правящие режимы многих государств Азии и Африки взяли на вооружение доставшуюся по наследству от метрополии так называемую "вестминстерскую модель" политического устройства, включающую в себя такие атрибуты как парламентаризм, разделение властей, многопартийность и т.д. Однако "вестминстерские" либеральные институты плохо приживаются на почве традиционного в своей основе традиционного общества. Государство на постколониальном Востоке оказывается неадекватным обществу. Возникает реакция отторжения восточным организмом чуждых его природе политических институтов и форм организации государственной власти, что ведёт к шаткости и неустойчивости правящих режимов и является одной из важнейших причин хронической политической нестабильности, характерной для большинства стран современного Востока.
К тому же присущий афро-азиатским обществам социально-экономический дуализм, этноконфессиональная гетерогеннность, накладываясь на острейшие социально-экономические проблемы, создаёт взрывоопасную внутриполитическую ситуацию, в которой гражданские институты демонстрируют свою неэффективность в решении возникших проблем, что объективно создаёт условия для выхода армии на политическую авансцену.
Армия как наиболее организованная и дисциплинированная структура, монопольно владеющая средствами вооруженного насилия и одновременно единственный, подлинно общенациональный институт, в этих условиях становится важнейшим инструментом национально-государственной интеграции и наведение порядка внутри страны.
Другим важным фактором политизации армии становится проблема выбора путей и форм модернизации, т.е. преодоления социально- экономической отсталости и перехода к индустриальному обществу. В условиях социально-экономической многоукладности, незавершённости процесса классообразования, слабости и неструктурированности национальной буржуазии главным субъектом и инструментом форсированной модернизации в освободившихся странах Востока становится именно государство и такой его институт как армия.
Таким образом, вполне правомерно говорить о двойственной, т.е. собственно военной и гражданской, функции армии в большинстве стран Азии и Африки. Армия на постколониальном Востоке не только гарант сохранения суверенитета и территориальной целостности, но и важнейший инструмент обеспечения политической стабильности, и субъект форсированной модернизации.
Говоря об активной политической роли армии в афро-азиатском мире, особо следует выделить страны арабского Востока. Трудно найти арабское государство, вооруженные силы которого были бы индифферентно настроены к участию в политическом процессе, не оказывали бы влияния на политическую жизнь и хотя бы раз не предпринимали попытку захвата власти.
В послевоенный период, особенно в 40 - 60 гг. XX в. по странам арабского Востока прокатилась целая волна военных переворотов. Результатом этого стало формирование военных режимов в таких странах, как Сирия, Египет, Ирак, Северный Йемен, Ливия и появление на политическом Олимпе таких ярких, харизматических и самобытных лидеров как Г.А. Насер, М. Каддафи, С. Хусейн, Х. Асад и т.д.
Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
1. Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
2. Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
3. Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)
Предмет исследования: армия арабского Востока как социально-политический феномен. Объект исследования: двойственная роль и функция армии в ряде арабских стран, взятых в качестве объекта рассмотрения в данной работе.
Хронологические рамки дипломной работы - это период с начала активного выдвижения армии на политическую авансцену в арабском мире, т.е. со второй половины 40-х гг. XX в. до настоящего времени.
Актуальность дипломной работы определяется тем, что процесс политизации армии в странах арабского Востока носит характер устойчивой и долговременной политической тенденции, а участие генералитета и офицерского состава в общественно-политической жизни является важнейшим фактором внутриполитического развития большинства арабских государств. Источниковая база дипломной работы включает в себя следующие группы источников:
1. Конституции и нормативно-правовые акты (законы, указы и т.д.) арабских стран, раскрывающие характер и особенности организации государственных и политических институтов и определяющие конституционно-правовые основы роли и места вооружённых сил в политической системе этих стран. К этой же группе источников можно отнести конституционно - правовые акты самих военных арабского Востока (6, 7, 8).
2. Речи, статьи, интервью государственных и политических деятелей арабского мира; руководителей военных режимов; лидеров общественно-политических организаций, в первую очередь партии БААС (Партия арабского социалистического возрождения), наиболее тесно связанной с подпольным армейским движением "Свободные офицеры", стоявшим за военными переворотами в ряде арабских стран. Эта группа источников позволяет выявить политические взгляды, мнения и идеи самих участников политического процесса в арабском мире.
3. Материалы арабской периодической печати, дающие богатый фактологический материал по проблемам общественно-политического развития тех или иных арабских стран, раскрывающие отношение различных социально-политических групп арабского общества к участию армии в политической жизни (55, 56, 57).
4. Справочно-статистические материалы включающие в себя данные по структуре и организации вооружённых сил в арабских странах, характеризующие социальный состав и политико-идеологические предпочтения армейской элиты; степень влияния тех или иных армейских группировок на политический процесс; общественно-политическом рейтинге и степени поддержки населением арабских стран военных режимов и их лидеров (1, 2, 3, 4, 5, 9).
Историография дипломной работы опирается на широкий круг как отечественной, так и зарубежной научной литературы, посвящённой проблеме политической роли армии в странах арабского Востока. Данная проблема стала объектом пристального внимания в советском востоковедении начиная с 60-х г.г. XX в. Это в первую очередь работы Г.И. Мирского, Б.Г. Иорданского и ряда других советских учёных. Г.И. Мирский попытался с классовых марксистских позиций оценить процесс политизации армии в афро-азиатских обществах, раскрыть содержание, характер и основные факторы, влияющие на данный процесс. В 70 - 80 гг. появляются многочисленные статьи и публикации, посвящённые роли армии в политической жизни современного Востока, в том числе и арабских стран, в академических журналах, таких как "Народы Азии и Африки"; в фундаментальных обобщающих сборниках, таких как "Зарубежный Восток и современность"; "Страны Востока в современном мире"; справочнике "Современная Азия" и т.д. (39, 40, 41). Авторы данных публикаций, такие как Б.Г. Сапожников, Р.Э. Севортян, В.А. Фёдоров и другие, подчеркивали, что основной причиной стремительного выдвижения армии на политическую арену арабских стран является социально - экономическая многоукладность, незавершённость процесса классообразования, отсутствие класса - гегемона в процессе перехода к индустриальному обществу буржуазного или социалистического типа, что объективно обуславливало бонапартистский характер правящих режимов и вело к формированию "военно-бюрократической диктатуры". Б.Г. Сапожников, Р.Э. Севортян также отмечали, что можно говорить о двух типах выступлений армии на политической арене (41, 172).
В первом случае связанная с имущественными классами верхушка вооружённых сил использует армию для защиты буржуазных порядков и подавления левых сил. Второй тип выступления армии, по мнению данных авторов, носит социально-прогрессивный характер. Военные олицетворяют революционную силу, следствием чего является переход на некапиталистический путь развития.
Г.Н. Мирский в своих работах даёт чёткую классификацию типов армии и военных режимов в странах Востока (36, 37, 38).
Он выделяет 3 основных типа армии:
1. Вооружённые силы, выросшие из колониальной армии и после независимости сохраняющие преемственность и взаимосвязь с её военной организацией и военно-политической доктриной.
2. Армии, выросшие из повстанческих, партизанских формирований, лидеры которых возглавили национально-освободительное движение и пришли к политической власти после завоевания независимости. Например, южнойеменская и алжирская армии.
3. Армии полуколоний и зависимых стран, для которых характерен процесс острой идейно-политической дифференциации между генералитетом и старшим офицерским составом, как правило выходцами из традиционной элиты и младшим и средним офицерским составом - выходцами из новых средник слоёв. К этой категории можно отнести большинство арабских армий.
Другой советский исследователь В.Л. Фёдоров обращает внимание на роль армии в процессе буржуазной модернизации и генезиса буржуазии в странах современного Востока (46, 47, 48).
Он указывает на феномен "военно-бюрократического капитала". По его мнению военная верхушка тесно срастаясь с государственным и хозяйственно - административным аппаратом постепенно обуржуазивается. Формирующаяся военно-бюрократическая буржуазия это не только новая социальная общность, но и закономерная и неизбежная стадия в процессе трансформации бюрократии в бюрократическую буржуазию и далее в частнопредпринимательскую буржуазию. В современной отечественной литературе главное внимание уделяется как цивилизационно - культурным, так и конституционно - юридическим аспектам политической роли армии в развивающихся странах Востока. Так, М.А. Сапронова, исследуя роль армии к конституционном механизме и политической системе арабских стран подчёркивает, что большинство военных режимов характеризовались по крайней мере одной общей и доминирующей чертой - они всегда базировались на идеологии "национальной безопасности" (45, 231).
Исходя из этой посылки, особую популярность приобрела идея "гражданской миссии" вооружённых сил, что нашло закрепление в Конституциях целого ряда арабских стран.
Непосредственное участие армии в политической жизни и политическом процессе тех или иных арабских стран является объектом исследования таких авторов, как В.П. Юрченко (Египет); К.З. Хамзин (Иордания); Л.Л. Данилов (Ирак); В.А. Ахмедов (Сирия); В.В. Куделев (страны Магриба) и т.д.
В западной историографии можно выделить две основные концепции, посвящённые политической роли армии стран Востока:
1. модернизаторская;
2. преторианская
Первая концепция была наиболее популярна в 50 -60 г.г. XXв. и исходила из того, что в условиях слабости буржуазии и почти полного отсутствия гражданского общества, армия на Востоке - идеальный модернизатор. Именно военные, получившие западное образование и впитавшие западные политические ценности, могут обеспечить быструю и эффективную модернизацию и вестернизацию восточных обществ, а коррумпированные гражданские режимы неэффективны.
Западные апологеты армии - модернизатора считали, что военные профессионалы будут "держать крышку котла закрытой" и обеспечат рост и модернизацию до тех пор, т.е. пока национальная буржуазия не обеспечит себе прочные позиции социального господства.
Американский учёный Дж. Адексон в в1978г. писал: "Теория "военного модернизаторства" была специально разработана западными учёными - социологами … под влиянием "холодной войны" [Цит. по: 46, 81].
К концу 70-х г.г. с полной очевидностью выявилось, что концепция армии как "идеального модернизатора" не выдержала проверку временем. Неэффективность и коррумпированность оказалась присуща и самим военным режимам. К тому же в ряде стран Востока военные режимы взяли курс на социалистическую ориентацию. В этих условиях американский политолог С. Хантингтон выдвигает преторианскую концепцию политической роли армии. По его мнению, современное восточное общество можно охарактеризовать как "преторианское", в котором идёт постоянная борьба за власть, преобладают сепаратистские, центробежные тенденции. В этих условиях обеспечить социально - политическую стабильность и условия для последующей модернизации может только приход армии к власти и установление жёсткого военно-авторитарного режима.
В настоящее время в работах западных учёных, пишущих о роли армии в политической жизни стран Востока, акцент всё больше переносится с концепции армии - модернизатора на проблему эффективности правления и стабильности самих режимов.
|