Введение
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!
П.Ильф и Е.Петров
Автомобиль, одно из гениальных изобретений, которое коренным об-разом изменило наш мир. Но жизнь автомобилиста – это не только удобство и комфорт, которые доставляет автомобиль, это и опасности, с которыми ав-товладелец внезапно сталкивается на дорогах, и, как следствие, неизбежные материальные потери, угрожающие личному бюджету. Человек обязан быть ответственным перед собой, своими близкими и окружающим его миром и помочь ему в этом должно страхование.
Страхование постепенно становится неотъемлемым элементом жизни. Все понимают, что время, когда государство или профсоюзы брали на себя заботу о людях, попавших в беду, в прошлом, что настало время самим нау-читься защищать себя.
Страхование автомобиля является имущественным страхованием и страхованием гражданской ответственности.
В Гражданский кодексе под имущественным страхованием Российской Федерации подразумевается процесс заключения и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или другому лицу, в чью поль-зу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя.
Гражданское законодательство так же регулирует обязательства по возмещению убытков законодательством, которые предусмотрены как при наличии вины. Так, Гражданском кодекс указывает, что «организации и гра-ждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окру-жающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, силь-нодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непре-одолимой силы или умысла потерпевшего».
Новизна исследования заключается в том, что распространение страхо-вания в России – движение нашего общества к поощрению законопослуша-ния граждан. Все более и более каждому конкретному человеку становится выгоднее платить налоги (официальная возможность делать крупные покуп-ки), выполнять требования законов (получить хорошую работу), страховать свое имущество и свою ответственность перед третьими лицами (защита себя от непредвиденных расходов и потерь). Никто не должен страдать от того, что у человека нет средств для компенсации полученного ущерба и возмеще-ния нанесенного им ущерба другому гражданину.
Проблема исследования заключается в том, что современное состояние рынка автострахования и перспективы его развития во многом зависят от развития обязательного страхования гражданской ответственности владель-цев транспортных средств авто. Тенденции развития данного рынка во мно-гом определяется конкуренцией между страховыми компаниями за кошельки клиентов и нежелание последних, платить по завышенным, как они считают тарифам. Эти центробежные тенденции привели как к оживленным дискус-сиям в СМИ, так и к временной приостановке закона об автогражданке. По-добная динамике может ни отражаться и на развитии рынка имущественного страхования автотранспорта.
Актуальность исследования определяется тем, что на данном этапе развития российского страхового бизнеса более или менее сформировавшим-ся можно считать лишь рынок автострахования, в то время как рынок авто-каско, как впрочем и другие виды имущественного страхования и страхова-ния гражданской ответственности, в значительной степени отстает от него. Причин тому несколько, но основная – осознанная автовладельцами необхо-димость обеспечить сохранность своей машины при любом развитии собы-тий на дороге, принудительно закрепленная законодательством.
Целью исследования является современный российский рынок страхо-вания автотранспорта: имущественное страхование автомобиля («авто-каско») и страхование гражданской ответственности владельцев автотранс-портных средств («автогражданка»).
В современной российской прессе, как в средствах массовой информа-ции, так и в специальной прессе, посвященной проблемам страхования о страховании гражданской ответственности автовладельцев, не пишет только ленивый. Однако основная масса информации и сводится в основном к тому комментариям или критике закона «Об обязательном страховании граждан-ской ответственности» и, с научно-практической точки зрения еще не сфор-мировалась. В результате чего рассмотрение положений действующего зако-нодательства и анализ обзор периодических и методических источников, ука-занных в библиографии к работе, определяют практическую значимость про-водимого в дипломном проекте исследования.
Предмет исследования – рынок страховых услуг.
Объект исследования – страховые услуги по «авто-каско» и страхова-нию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Да основе сформулированной актуальности, новизны, проблемы, прак-тической значимости, а так же цели, объекта и предмета нашего изыскания можно сформулировать комплекс вопросов, формирующих задачи проводи-мого исследования:
• определить экономическую сущность страхования и его правовое обеспе-чение, для чего необходимо исследовать экономическая характеристика необходимости страхования и современное состояние страхового рынка в России;
• исследовать рынок страхования авто-каско, провести анализ автострахо-вания рынка в РФ, определить условия страхования авто-каско и оценить рынок автоскаско за рубежом;
• рассмотреть проблемы страхование гражданской ответственности вла-дельцев транспортных средств, определить различие между доброволь-ным и обязательным страхованием гражданской ответственности и выде-лить перспективы развития последнего.
|