ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Осущест-вляя регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенные ор-ганы обладают широкими контрольными полномо¬чиями. Одним из на-правлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость его введения вызвана тем, что через тамо¬женную границу РФ перемеща-ются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перево¬зиться физическими лицами (например, туристами), поступать на сче¬та в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установлен¬ных действующим законодательством.
Каждое государство мира осуществляет собственную валютную по-литику, которая является мощным экономическим рычагом и регу¬лируется посредством правовых норм. В рамках валютной политики решаются та-кие задачи, как стабилизация экономической ситуации в стране, укрепле-ние валютно-финансового механизма, привлечение иностранных инвести-ций, пресечение незаконного оттока капитала за границу, обеспечение приоритета национальной валюты.
Валютная политика предопределяет основные направления разви¬тия валютного регулирования и его элемента — валютного контроля. В совре-менных условиях для Российской Федерации характерно про¬ведение поли-тики либерализации в регулировании валютных отноше¬ний. Причина тому — отмена государственной монополии на валюту и часть валютных цен-ностей и на операции с ними. Выход хозяйствую¬щих субъектов на между-народный рынок обусловил возможность вы¬воза из страны валюты и ряда валютных ценностей. При этом государ¬ство не осталось в стороне от про-исходящих процессов, взяв их под свой контроль.
1 января 2004 г. вступил в законную силу новый Таможенный кодекс РФ . Необходимость его принятия была продиктована рядом фак¬торов: от-ставанием норм таможенного права от существенно обновив¬шегося феде-рального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц тамо¬женных органов; громоздкостью таможенного законодательства и за¬путанностью огромного массива подзаконных актов; недостатками в технологии таможенного про-цесса.
С принятием нового Таможенного кодекса РФ представляется воз¬можным говорить о смене эпох в области международных экономиче¬ских отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «тамож-не для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основопо-лагающий источник таможенного права) призван способст¬вовать внешне и торговле, а не создавать условия для работы контроли¬рующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из усло¬вий членства России во Все-мирной торговой организации.
Основным позитивным фактором содержания нового Таможенного кодекса РФ является то, что из рамочного нормативного акта он превра¬тился в закон максимально прямого действия. Ранее количество норма¬тивных правовых актов, применяемых в области таможенного дела, ис¬числялось несколькими тысячами, большинство из которых составляли подзаконные акты. Государственный таможенный комитет РФ вынуж¬ден был заниматься политикой латания дыр, принимая все новые и но¬вые ак-ты. Нередки случаи, когда нормы права встречались в таких доку¬ментах, изначально носящих индивидуальный характер, как письма, те¬леграммы, телетайпограммы. Сейчас эти правила, неоднократно прошедшие апроба-цию в практической деятельности, содержатся в Та¬моженном кодексе. Кроме того, многие институты обстоятельно урегу¬лированы нормами это-го закона и не допускают применения актов под¬законного характера.
Целью исследования в настоящей дипломной работе поставлен анализ таможенного регулирования валютных правоотношений, а так же анализ нового таможенного законодательного кодекса, вступившего в дей-ствие с 1 января 2004 г., в отношении регулирования валютного и тамо-женного контроля.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие валюты, валютных правоотношений, объекты валютных правоотношений;
2) Определить понимание валютным операциям по действующему законодательству и их виды;
3) Исследовать таможенное законодательство, регулирующее ва-лютный контроль и таможенный контроль.
|