Детский церебральный паралич (ДЦП) - серьезная медико-социальная и экономическая проблема современного общества. К сожалению, мы не можем предупредить и в полной мере заниматься профилактикой детского церебрального паралича. В основном врачи сталкиваются уже с наличием патологии у ребенка. Поэтому лечение ДЦП является практически единственным способом борьбы с этой болезнью.
ДЦП представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Научно обоснованная и правильно организованная лечебно- профилактическая помощь больным с ДЦП существенно влияет на физическую трудоспособность и социальные условия жизни детей.
Актуальность работы. Особое внимание в адаптивной физкультуре должно быть уделено инвалидам, которые имеют недостатки в умственном и физическом развитии, в том числе и детям, страдающим детским церебральным параличом.
Актуальность темы обусловлена значительной распространенностью поражений опорно-двигательного аппарата и постоянным ростом количества детей-инвалидов с нарушениями соответствующих функций, несмотря на значительный прогресс медицины и развитие цивилизации. По статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), инвалиды составляют около 10 % населения земного шара - 500 миллионов человек. Среди инвалидов особенно много лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе с таким сложным заболеванием, как детский церебральный паралич (ДЦП).
За последние годы значительно возросло число детей, которым в первые месяцы жизни ставится диагноз ДЦП, церебральная энцефалопатия. По данным различных авторов (Никитина М.Н., Семенова К.Л., Махмудова Н.М., Белова Г.И., Бадалян Л.О., Серганова Т.И., и др.), на 1000 детей приходится 1,5-2,5 ребенка с ДЦП.
В течение длительного времени инвалидность вследствие травм органов опоры и движения занимает третье место, уступая заболеваниям сердечно-сосудистой системы и злокачественным новообразованиям, и составляет в разные годы - за последнее десятилетие - от 5,5% до 14,7%. Инвалидность по ДЦП занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Тяжесть ее обусловлена как двигательными, так психическими и речевыми нарушениями.
Большая часть исследований посвящена профилактике, диагностике и лечению церебрального паралича в детском возрасте, когда можно добиться максимальных положительных результатов. Доказано, что физические упражнения, специальные позы и укладки являются важнейшими средствами реабилитации детей с ДЦП.
Практический опыт и научные данные показывают, что физическая культура и спорт заметно расширяют сферы интеграции инвалидов в жизнь общества. Особенно большую роль играет применение плавания у детей с самого раннего возраста.
Именно движение непосредственно обеспечивает ту связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психической и физической деятельности, способствует воспитанию культуры общения, поведения, расширяет образовательные возможности, способствует профессиональному самоопределению и повышению культуры досуга.
Физические упражнения располагают большим потенциалом для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое количество физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют совершать отбор оптимальных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обеспечивает преимущество средств лечебной физической культуры и спорта перед, например, трудотерапией.
Лечебная физкультура для детей с ДЦП располагает большим количеством методик лечения и реабилитации таких детей. В данной работе мы хотим показать большую эффективность применения плавания и "сухого" плавания в лечении инвалидов с поражением нервной системы и сравнить эти две методики с целью определения наиболее эффективной.
Реабилитация инвалидов с последствиями ДЦП является сложной и актуальной проблемой, решение которой возможно при участии специалистов разного профиля. Для этого необходимо участие специалистов как по лечебной, так и по адаптивной физкультуре, участие неврологов, психотерапевтов, способных следить за изменениями, происходящими в детском организме.
Необходима разработка новых наиболее эффективных методов лечения и реабилитации, способствующих более эффективному восстановлению и развитию физических и психических функций организма больных детей и улучшению качества жизни больных.
Цель работы. Изучение эффективности применения классического плавания и "сухого" плавания в лечении и реабилитации детей с ДЦП и их сравнительная характеристика. При этом должна использоваться комплексная оценка состояния детского организма с исследованием различных показателей здоровья ребенка.
Для реализации поставленной цели сформулированы задачи:
1. Оценить динамику изменения показателей здоровья детей различных возрастов (2 группы: 7-10 лет и 10-12 лет) в результате применения различных методов лечения - "сухое" и классическое плавание.
2. Выявить изменения показателей сердечно-сосудистой системы (систолическое и диастолическое давление, ЧСС), дыхательной системы (ЧДД), вегетативной нервной системы (вегетативный индекс Кердо) в процессе реабилитации людей с различными степенями ожирения.
3. Выявить изменения психического состояния детей до начала и в процессе лечения.
Методы исследования:
1. Оценка влияния проводимого лечения детей с ДЦП с помощью плавания по изменению показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД), дыхательной системы (ЧДД), вегетативной нервной системы (индекс Кердо).
2. Оценка показателей психического состояния исследуемых детей - проведение психоэмоциональный тестов: цветового теста Люшена и теста тревожности Спилберга.
3. Сравнение всех этих показателей у групп детей-инвалидов, занимавшихся классическим и "сухим" плаванием.
Научная новизна. Впервые проведена сравнительная характеристика двух методик лечения и реабилитации детей с ДЦП - классического плавания и "сухого" плавания с комплексной оценкой их влияния на организм детей-инвалидов. При этом исследован уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем и психической функции у инвалидов.
Определены и обоснованы пути внедрения программы физической реабилитации в современную практику оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что плавание является эффективным методом лечения и реабилитации детей с ДЦП, способствует физическому и психическому развитию детей-инвалидов и способствует повышению уровня их физического развития и улучшению двигательных и психических возможностей. Также мы предполагаем, что занятия непосредственно в воде, в отличие от "сухого" плавания, более эффективны за счет дополнительного положительного влияния давления воды на организм ребенка, на его мышечную систему. Также плавание в воде способствует улучшению координации движений.
Объект исследования. Процесс физической реабилитации детей-инвалидов с признаками ДЦП при применении плавания и "сухого" плавания.
Практическая значимость. Исследованные методические подходы в лечении и реабилитации детей с ДЦП, позволяющие эффективно развивать двигательные возможности и повышать уровень функциональной подготовленности детей-инвалидов с признаками ДЦП, могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации детей-инвалидов с признаками ДЦП. Также они рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях, в центрах инвалидного спорта и домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Подбор специальных упражнений на основе методов контроля мышечной деятельности и кинематики движений дает возможность детям-инвалидам с признаками ДЦП овладеть навыками самостоятельного выполнения доступных физических упражнений.
2. Включение плавания дает возможность расширить круг методов физической реабилитации, которые могут быть использованы в лечении детей с ДЦП. Плавание способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению двигательных способностей, координации движений и улучшению психической функции детского организма.
3. Проведение сравнительной характеристики плавания и "сухого" плавания показало большую эффективность занятий детей в воде, нежели выполнение аналогичных упражнений вне бассейна. Это связано с дополнительным положительным влиянием воды на организм ребенка.
Структура работы: работа состоит из 70 страниц машинописного текста. Иллюстрирована 15 таблицами, 6 рисунками. Список литературы составляет 37 источников.
|