Введение.
На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо искать новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными.
Действовавший в период после распада СССР механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям; показал свою неспособность обеспечить прозрачность бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Он был отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определять величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности, а также создавал возможность их нецелевого использования.
В связи со всем вышесказанным стала актуальной проблема внесения изменений в процесс исполнения бюджета, а именно перехода на казначейскую систему.
Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т. д. В 1992 году и в России начался процесс формирования таких органов исполнительной власти федерального уровня - территориальных органов федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 года № 1556 и Постановление Совета Министров – Правительства РФ «Положение о федеральном казначействе» от 27 августа 1993 года № 864.
Однако процесс перехода на казначейскую систему исполнения бюджета затянулся. Не завершен он еще и сейчас. Так, например, только с 1 января 2001 переводятся в Федеральное казначейство счета таможенных органов РФ, а переход на казначейское исполнение бюджета Минобороны России осуществляется лишь с 1 июля 2000 года.
Теперь скажу о моем понимании темы дипломной работы и ее актуальности. Конечно, всем понятно, что основной источник проблем финансирования бюджетных организации в современных условиях является, прежде всего, удручающая скудность их финансирования. Для нормального функционирования культуры, науки, образования, медицины, судебной власти в современных условиях необходимо выделять в пять, в десять раз больше средств, чем это делается сейчас. Однако, также ясно, что таких денег в российском бюджете в настоящее время нет, и они не скоро там появятся. Тем более становится обидным, что даже те незначительные финансовые ресурсы, которые должны направляться на первостепенные нужды бюджетных организаций зачастую используются неэффективно, не по назначению, а порой и просто разворовываются. Главной же причиной данных явлений является отсутствие должного контроля, учета и отчетности. И тут ничего другого надежнее казначейства просто не существует.
Актуальность развития и совершенствования казначейской системы исполнения бюджета еще раз подтверждает большое количество публикаций, появившихся за последнее время в периодических изданиях и посвященных этой теме. Часть из них приведена в библиографическом списке в конце данной дипломной работы.
В работе проанализирован зарубежный опыт бюджетного финансирования, в частности на примере США. В отличие от нашей страны бюджетная система США отличается значительной устойчивостью и стабильностью как структуры собираемых налогов и их распределения среди бюджетов разных уровней, так и структуры расходов бюджета, поэтому опыт финансирования бюджетных организаций этой страны может быть для нас весьма поучительным.
Объектом исследования дипломной работы является финансовая деятельность Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Удмуртской Республике. Эта бюджетная организация призвана осуществлять организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально, технического и иного характера) деятельности районных судов, органов судейского сообщества Удмуртской Республики, а также финансирование мировых судей, которые должны появится в ближайшем будущем в соответствии с принятым федеральным законом и концепцией судебной реформы. Управление входит в систему Судебного департамента, подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно Совету судей Удмуртской Республики.
Появление данной бюджетной организации призвано обеспечить независимость, прежде всего финансовую, деятельности судов общей юрисдикции на территории Удмуртской Республики.
Финансирование деятельности Управление Судебного департамента при ВС в УР осуществляется из федерального бюджета через казначейскую систему. Специфика финансовой деятельности этой организации заключается в том, что с одной стороны, она является получателем бюджетных средств (для обеспечения деятельности собственного аппарата), а с другой, (как структурное подразделение федерального органа исполнительной власти) - распорядителем денежных средств, направляемых на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. В этом заключается важность и финансовое значение темы, рассматриваемых в дипломной работе вопросов для объекта исследования.
Основная цель моей дипломной работы заключается в максимально качественном решении задач, связанных, как с объектом исследования, так и общеэкономической проблематикой.
Первая задача дипломной работы заключается в том, чтобы проанализировать состояние финансирования рассматриваемой бюджетной организации на основании сметы ее доходов и расходов. Это позволит выявить проблемы ее финансирования, если таковые имеются, и на основании полученных данных рассмотреть приоритетные направления совершенствования ее финансирования.
В качестве методики проведения анализа мною выбрано исследования динамики изменения структуры сметы расходов бюджетной организации в течение последних двух лет, а также анализ динамики исполнения сметы.
Второй задачей дипломной работы является рассмотрение вопросов эффективности управления финансовыми ресурсами, которое осуществляет УСД при ВС в УР, как распорядитель денежных средств направляемых на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Наконец, третьей задачей дипломной работы, применительно к общим проблемам финансирования бюджетных организаций в современных условиях, является рассмотрение казначейской системы исполнения бюджета и выработка основных направлений ее совершенствования. В качестве метода решения данной задачи мной использовалось аналитическое прочтение имеющихся в периодических изданиях материалов посвященных этой теме.
Информационной базой моего исследования служит значительный объем источников как юридической, так и экономической тематики. Назову лишь некоторые из них. Среди юридических источников - это: Бюджетный кодекс РФ, ФЗ «О Судебном департаменте», а также должностные приказы, положения и инструкции Генерального директора Судебного департамента и Начальника управления Судебного департамента в УР. Среди экономических – смета доходов и расходов анализируемой бюджетной организации за последние два года, балансы исполнения сметы, квартальные отчеты об исполнении сметы, другая бухгалтерская информация.
Для получения некоторых официальных документов мной использовалась справочная правовая система «Гарант».
|