ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ТАКСИ-ПРЕСТИЖ» - АРМ «ДИСПЕТЧЕРА»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 114  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

РЕФЕРАТ

В данной работе изложены принципы построения модуля комплексной системы автоматизации работы транспортной компании. Представлено описание программной реализации модуля комплексной системы - автоматизированного рабочего места диспетчеров и начальника смены, изложены экономико-правовые вопросы использования разработанного программного обеспечения.

REVIEW

In given work are stated principles of the building of the automatic system production-trade account of the enterprise, concerning with product production of the feeding. The Presented description to programme realization of the system automated production-trade account, is stated economy-legal questions of the use of designed software.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

DFD

SADT

Авторское право

Базы данных

Транспортная компания "Такси-Престиж"

Диспетчер

Начальник смены

Реляционный подход

СУБД

Схема данных

Тестирование

Эргономика

Эффективность

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

1. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11

1.1. Описание деятельности транспортной компании «Такси-Престиж» 11

1.2. Недостатки существующей информационной системы и методы их устранения 13

1.3. Обзор существующего программного обеспечения 14

1.4. Цель и задачи разрабатываемого модуля программного продукта 15

1.4. Концептуальная модель программного обеспечения 17

Выводы: 18

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ТАКСИ-ПРЕСТИЖ» - АРМ «ДИСПЕТЧЕРА» 19

2.1. Проблемы построения информационной системы 19

2.2. Описание модели жизненного цикла 21

2.3. Описание логической модели системы методологией SADT 23

Выводы 30

3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ АРМ «ДИСПЕТЧЕРА» ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ТАКСИ-ПРЕСТИЖ» 31

3.1. Описание среды разработки 31

3.2. Обеспечение безопасности 34

3.3. Элементы базы данных 36

3.4. Программная реализация модуля АРМ «Диспетчера» 42

3.5. План и схема развертывания 44

Выводы 44

4. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТАННОГО МОДУЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ДИСПЕТЧЕРА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ТАКСИ-ПРЕСТИЖ» 46

4.1. Система показателей качества 46

4.2 Технико-экономическое обоснование возможностей комплексной системы 47

4.2. Тестирование модуля комплексной системы 49

Выводы 56

5. ЭРГОНОМИКА СОЗДАННОГО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 57

5.1. Описание пользовательского интерфейса 57

5.2. Вопросы охраны труда 62

Выводы 65

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 67

6.1. Определение экономической эффективности проекта 67

6.2. Имущественные и неимущественные права 73

Выводы 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78

ГЛОССАРИЙ 80

СПИСОК АББРЕВИАТУР 82

ПРИЛОЖЕНИЯ 83

П.1. Техническое задание 83

П.2. Инструкция пользователя 88

П.3. Схема данных 95

П.4. Концептуальная модель модуля программного продукта 96

П.5. Логическая модель модуля базы данных (SADT) 97

П.6. Диаграммы потоков данных (DFD) 99

П.7. Блок-схема модуля программы 102

П.8. Документированный листинг основных модулей 103

П.9. Схема развертывания ПО 114

П.10. Описание демонстрационного ролика программного продукта 115

П.11. Материалы внедрения программного продукта 116

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Автоматизация сопровождает человеческое общество с момента его зарождения, она внутренне присуща его развитию. В методологии ее определяют как замещение процессов человеческой деятельности процессами технических устройств. С каждым новым открытием человек снимал с себя очередную "обязанность" и перекладывал ее на подручные средства, на животных, потом на машины. Невозможно автоматизировать ни один процесс, пока не получены знания о том, как, а главное, почему его осуществляет человек. Автоматизация идет следом за знанием, но никогда не предшествует ему. Кроме того, нужно понимать, что автоматизация - не самоцель. Она должна служить определенным целям.

Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления на предприятиях с особой остротой ставят задачу проведения комплексных исследований, связанных со всесторонним изучением и обобщением возникающих при этом проблем как практического, так и теоретического характера.

В последние годы возникла концепция распределенных систем управления предприятием, где предусмотрена локальная обработка информации. Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе профессиональных персональных ЭВМ.

Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

Для поддержания деятельности организации существует комплексная система автоматизации, которая позволяет собирать, анализировать и доводить до пользователей наиболее качественную и подробную информацию по заданной области.

Задачами данной системы являются:

1. сбор, анализ и доведение информации до каждой группы пользователей;

2. автоматизация информации, хранящейся на бумажных носителях;

3. уменьшения объема хранимой информации;

4. быстрота и удобство получения необходимой информации;

Актуальность данной работы заключается в необходимости комплексной автоматизации всех подразделений транспортной компании «Такси - Престиж».

Целью дипломной работы является разработка и внедрение модуля комплексной системы автоматизации транспортной компании «Такси-Престиж» - АРМ «Диспетчера», позволяющей автоматизировать работу диспетчеров и начальников смен, по учету и контролю выполнения заявок, регистрации заявок, созданию итоговых отчетов.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить существующую информационную систему организации;

2. выбрать программное обеспечение для разработки;

3. разработать структуру программы;

4. оценить экономическую эффективность создаваемого программного продукта;

Объектом исследования является информационная система на предприятии «Такси - Престиж», методы сбора, анализа, хранения и обработки информации.

Предметом исследования является модуль комплексной системы автоматизации транспортной компании «Такси-Престиж» - АРМ «Диспетчера».

Методы исследования. В ходе работы был проведен сбор данных о предметной области, входящих и исходящих потоках информации, путем анализа документов и беседы с экспертами (диспетчерами и руководством транспортной компании «Такси - Престиж»). Была применена технология предметно – ориентированного программирования в среде VB 6.0.

Исследования, проведенные в данной работе, проводятся на основе нескольких методов:

1. теоретические (анализ предметной области, сбор необходимых данных, книжного и электронного материала для изучения поставленной задачи);

2. статистические (методы обработки экспериментальных данных).

Гипотеза работы. Использование разработанного программного продукта позволит увеличить производительность труда сотрудников транспортной компании «Такси - Престиж», повысить точность выполнения заявок и контроль над всеми этапами трудовой деятельности.

Новизна работы заключается в обновленной схеме взаимодействия диспетчеров, водителей, руководства, бухгалтеров, начальника смены, наглядного отображения занятости водителей и состояния текущих заказов, создании удобной базы с адресами и использовании двух телефонных справочник для «фильтрации» заказов.

Практическая значимость. Использование комплексной системы автоматизации работы транспортной компании «Такси - Престиж» позволит упорядочить работу диспетчеров и руководителей, по контролю выполнения заявок, учету документов и получению различного вида отчетности, обеспечив работу в единой информационной базе. Разработанное программное обеспечение может быть использовано для автоматизации деятельности диспетчерских служб занимающихся транспортными перевозками населения, где схема работы организации такая же или более простая, чем у предприятия Заказчика.

Результаты данной работы нашли практическое применение на предприятии, и в дальнейшем будут дорабатываться и усовершенствоваться.

На обсуждение и защиту выносится дипломный проект - модуль комплексной системы автоматизации транспортной компании «Такси-Престиж» - АРМ «Диспетчера» по следующим пунктам:

1. актуальность и практическая значимость программного продукта;

2. результаты исследования предметной области;

3. обоснование выбора платформы и среды разработки;

4. архитектура программного продукта;

5. эргономика созданного программного продукта;

6. экономико-правовые вопросы разработки и использования созданного программного продукта;

7. демонстрационные материалы.

В связи с тем, что в разработке комплексной системы автоматизации предприятия участвовало двое человек, то все роли поделены между ними, хотя в реальности группа разработчиков может быть большая, одну роль, бывает, выполняет даже группа людей.

Данный программный продукт состоит из двух модулей: автоматизированное рабочее место диспетчера и автоматизированное рабочее место руководителя. За разработку модуля автоматизации рабочего места диспетчера отвечает Яковлева Олеся Александровна. Разработчиком модуля автоматизация рабочего места руководителя является Молин Денис Сергеевич.

Структура и объем работы.

Пояснительная записка к дипломной работе выполнена на ХХХ странице машинописного текста, содержит ХХХ рисунков и ХХХ приложений. Состоит из введения, шести разделов, заключения, списка литературы и презентационных материалов.

Во введении описаны способы получения, хранения, обработки, передачи информации, поставлены цель и задачи.

В первом разделе изложена деятельность транспортной компании «Такси-Престиж», дано описание существующей информационной системы, описываются недостатки в организации и технологии функционирования информационных процессов, дано обоснование необходимости автоматизации предприятия.

Во втором разделе поставлены цели и задачи разрабатываемого программного продукта, приведены основные этапы проектирования, позволяющие более полно формировать необходимую структуру базы данных. Был сделан выбор модели жизненного цикла, приведены основные этапы проектирования базы данных, дано описание элементов базы данных, удовлетворяющим условиям построения модуля программного продукта АРМ «Диспетчера».

В третьем разделе проведен анализ существующих средств разработки и их возможностей. На основании анализа обоснован выбор средства разработки для создания программы, которым является VB 6.0. Описаны средства обеспечения безопасности программного продукта, завершена стадия кодирования и создана общая структура программы, позволяющая легко исправлять и дополнять программу новыми компонентами. Приведен план развертывания ПО.

В четвертом разделе был проведен анализ разработанного модуля программного продукта, методы тестирования и отладки и выдвинуты предложения по сопровождению и улучшению качества программного продукта.

В пятом разделе рассмотрены вопросы эргономики, описано проектирование и реализация пользовательского интерфейса модуля программного продукта АРМ «Диспетчера».

В шестом разделе проведен расчет экономической эффективности разрабатываемого программного продукта, описаны правовые аспекты использования разработанного программного обеспечения.

В заключении проанализирована выполненная работа по решению поставленной цели и задач.

В приложениях приведены акт о внедрении и материалы презентации.

1. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В данном разделе будет изложена деятельность транспортной компании «Такси-Престиж», рассмотрена предметная область, дано описание недостатков существующей информационной системы и приведена информационная схема предмета исследования, построена концептуальная модель проектируемого программного изделия.

1.1. Описание деятельности транспортной компании «Такси-Престиж»

Данное предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, действующий на правах полного хозяйственного ведения. Работа предприятия организуется на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и права руководителя использовать наделенное имущество. Экономическое единство выражается в общности материальных и финансовых ресурсов, в единстве планов, графиков, технологии и учета результатов ра¬боты.

Для транспортной компании «Такси-Престиж» задачами эффективной работы являются: обеспечение высокого уровня организации труда, внедре¬ние новых методик использования трудовых ресурсов и повышение эффективности, улучшение условий труда, повышение производитель¬ности, совершенствование нормирования и стимулирования труда.

Задачи и функции транспортной компании «Такси - Престиж».

Транспортная компания «Такси - Престиж» осуществляет перевозки населения по предварительным заявкам, которые поступают по многоканальным телефонам.

Основными задачами транспортной компании являются:

1. обеспечение безопасности перевозок;

2. обеспечение комфортабельности поездки;

3. своевременность выполнения заявок;

4. вежливое обращение с клиентами.

Транспортная компания «Такси - Престиж» в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:

1. проводит своевременный ремонт и техническое обслуживание автомобилей, перед выходом на смену проводится медицинский осмотр каждого водителя на предмет допуска к управлению автомобиля при перевозке населения;

2. содержит в чистоте внешний вид и состояние салонов автомобилей, каждый автомобиль оборудован акустической системой;

3. большое количество автомобилей, расположенных в разных районах города, позволяет добраться до заказчика в кротчайшие сроки;

4. специально подготовленные диспетчеры и водители дружелюбно общаются с клиентами.

В транспортной компании «Такси - Престиж» один раз в месяц проходят занятия с психологом, что значительно влияет на эстетическое воспитание коллектива в общение с заказчиком.

Описание деятельности сотрудников.

В данном разделе будет кратко изложена деятельность сотрудников компании «Такси-Престиж».

Начальник смены осуществляет контроль и корректную работу транспортной компании в течение смены, которая длится двенадцать часов, отслеживает правильность выполнения заявок, принимает претензии от населения, решает организационные вопросы. По окончании смены предоставляет необходимую отчетность руководителю предприятия.

Диспетчеры принимают заявки от населения при помощи телефонной связи, осуществляют координацию движения водителей при помощи радиосвязи и обеспечивают контроль выполнения заявок. Всю получаемую информацию заносят в журнал регистрации заявок.

Водители осуществляют перевозки населения и грузов, доставку товаров руководствуясь сообщениями диспетчеров по радиосвязи. Обеспечивают комфортабельность поездки и сохранность грузов.

Бухгалтер ведет контроль денежных средств предприятия, выполняет налоговую отчетность и производит отчисления во внебюджетные фонды.

Руководитель ведет управленческую деятельность предприятия, выполняет функции отдела кадров.

1.2. Недостатки существующей информационной системы и методы их устранен

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник /Ассоциация авторов - М.: Тандем, 2000. – 297с.

1. Вендров. Методология функционального моделирования SADT. http://www.citforum.ru/database/case/glava2_2.shtml.

2. А.М. Вендров. Структурный подход к проектированию ИС. http://www.citforum.ru/database/case/glava2_1.shtml.

3. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. – М.: Мир, 1980.

4. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1989.

5. Каратыгин С.А., Тихонов А.С., Тихонова Л.Н. Работа В Visual FoxPro на примерах. – М.: БИНОМ, 1995. – 512с.

6. Дженнингс Р. Руководство разработчика баз данных на Visual Basic 6 - М: "Вильямс", 2000 г, 920 стр.

7. Основы методологии проектирования ИС. http://www.citforum.ru/ database/case/glava1_1.shtml.

8. Модели жизненного цикла ПО. http://www.citforum.ru/ database/case/glava1_2.shtml.

9. Международные стандарты, поддерживающие жизненный цикл программных средств. М., МП "Экономика", 1996.

10. Microsoft Visual Basic 6.0. http://www.computerage.ru/site/computerage.

Фасти У. Tech Feature.Visual Basic 6.0 - от хорошего к лучшему. // PCMagazine. – 1998. – 6 октября.

11. О назначении Visual Basic в сравнении с другими языками http://www.vbrussian.com/CompareLNG.asp.

12. Федоров А., Елманова Н. Настольные СУБД. // КомпьютерПресс. – 2000. № 4.

13. Федоров А., Елманова Н. Серверные СУБД. // КомпьютерПресс. – 2000. № 5.

14. Куртов Н. А-ля, А-си, ADO http://www.softerra.ru/review/technologies/

microsoft/6555

15. Федоров А., Елманова Н. Механизмы доступа к данным. // КомпьютерПресс. – 2000. № 6.

16. А.М.Вендров. Методология RAD. www.citforum.ru.

17. ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность. Общие требования.

18. ГОСТ 25861-83. Машины вычислительные и системы обработки данных. Требования электрической и механической безопасности и методы испытаний.

19. ГОСТ 12.1.033-81. ССБТ. Пожарная безопасность объектов с электрическими сетями.

20. ГОСТ 12.1.004-85. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы и правила.

21. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

22. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.

23. СНиП 2.04.05-86. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

24. ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

25. ГОСТ 22269-76. Система «человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования.

26. ГОСТ 12.1.006-84. ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Общие требования безопасности.

27. Красножон Д. Как выбрать безопасныймонитор. // Подводная лодка. – 1999. № 11. – С. 173-175.

28. ГОСТ 12.1.002-84. ССБТ. Электрические поля промышленной частоты.

29. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

30. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.).

ГЛОССАРИЙ

База данных – совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области.

Запрос - процесс извлечения данных из базы данных и их представления в пригодном для использования виде.

Информационный объект – множество элементов одинаковой структуры, информацию о которых нужно хранить. Каждый такой элемент называется экземпляром объекта. Информация о каждом экземпляре объекта представляет собой набор значений реквизитов объекта.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационно-логическая модель – модель, не зависящая от средств программной реализации хранения и обработки данных, отражающая интегрированные структуры данных предметной области.

Нормализация – сведение к минимуму дублирования информации в реляционных базах данных за счет использования эффективной конструкции таблиц.

Предметная область - часть реального мира, подлежащего автоматизации в ходе ее изучения.

Программное изделие – это программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства.

Реквизит объекта – характеристика, присущая всем экземплярам объекта.

Рекордсет (Recordset) – набор записей, возвращаемых из базы данных в результате выполнения запроса.

Реляционная база данных – база данных, информация в которой хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.

Система управления базами данных – набор программных средств для обеспечения взаимодейчтвия пользователя с базами данных.

Экономический эффект – результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.

Эффективность – это одна из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

Примечания:

Примечаний нет.