РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 88 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Содержание |
Введение 3 Глава 1. Проблемы психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности личности 8 1.1. Основные направления изучения познавательной активности в отечественной и зарубежной психологии 8 1.2. Развитие познавательной активности 18 Выводы 28 Глава 2. Теоретические основы использования компьютерных технологий в учебном процессе 30 2.1. Психолого-педагогические аспекты обучения средствами компьютерных технологий 30 2.2. Использование компьютерных технологий на отдельных этапах обучения математике в старших классах 40 Выводы 49 Глава 3. Экспериментальное исследование развития познавательной активности подростков при изучении математики средствами компьютерных технологий 51 3.1. Психолого-педагогические условия и модель развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий 51 3.2. Анализ содержания и результатов опытно-экспериментальной работы 58 Выводы 68 Заключение 70 Список литературы 72 Приложения 78 |
Введение |
Актуальность работы. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима "ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей" [37]. В условиях информационного общества значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно. В ряде исследований (Я.А. Ваграменко, Б.С.Гершунский, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов) отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и познавательной активности школьников реализуется, когда в процесс обучения включаются средства компьютерных технологий. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения компьютерных технологий в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информации; расширением возможности предъявления учебной информации, возможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов, активизацией содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения; созданием условий для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности и т.д. В ходе анализа вопроса развития познавательной активности выявлено объективно существующее противоречие между потребностью ученика и учителя в расширении диапазона использования компьютерных технологий (в т.ч. для развития познавательной активности школьников) и недостаточной разработанностью теоретических аспектов применения компьютерных технологий как средства развития познавательной активности старшеклассников. Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий и психолого-педагогического сопровождения развития познавательной активности старшеклассников средствами компьютерных технологий в процессе обучения математике. |
Список литературы |
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 336 с. 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: НОШ РАО, 2004. - 228 с. 3. Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации // Вестник высшей школы. - 2000. - №12. - С.3-9. 4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. - М.: Сканрус, 2003. - 336 с. 5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с. 6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с. 7. Басов М.Я. Общие основы педологии. - М., Л., 1928. 8. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Филинъ, 2002. - 616 с. 9. Белевина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. - 1991. - №4. - С.99-102. 10. Белокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С.167-169. 11. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. - 2001. - №5. - С.116-123. 12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с. 13. Богданов С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: Дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 206 с. 14. Брановский Ю.С. Новая дисциплина "Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования" // Педагогическая информатика. - 1995. - №2. - С.18-28. 15. Бреслав Г.М. Компьютеризация обучения и формирование личности // Тезисы докладов всесоюзной научно-методической конференции. - Рига, 1988. - 2-я часть. - С.19-20. 16. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С.80-88. 17. Васильева И.А., Пащенко Е.И., Петрова Н.Н., Осипова Е.М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С.56-62. 18. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). - М.: Информ-пресс, 2001. - 220 с. 19. Гаврилюк А.Г. Вычислительный эксперимент на уроке информатики // Информатика и образование. - 2005. - №2. - С.30-31. 20. Гришина О., Павлова О. Электронный "Курс математики" // Математика. - 2002. - №43. - С.19-20. 21. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. - 1996. -№3. - С.98-102. 22. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. - М.: Авангард, 1994. - 168 с. 23. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов // Информатика и образование. - 2003. - №7. - С.9-18. 24. Дидактические основы компьютерного обучения / Под ред. Извозчикова В.А. и др. - СПб., 1999. - 202 с. 25. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С.68-78. 26. Дорофеев Г.В., Потапов М.К. Розов Н.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. - М.: Наука, 1976. - 640 с. 27. Дорошкевич А.М. О принципах построения программированных учебных пособий. - М.: Изд-во МПИ, 1968. |
Примечания: |
Примечаний нет. |