Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 83  | Формат: doc  | Год: 2000  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие инвестиционной деятельности 8

1.1. Участники инвестиционной деятельности 8

1.2. Источники финансирования инвестиционной деятельности 12

1.2.1 Бюджетное финансирование инвестиций 13

1.2.2 Внебюджетные источники финансирования инвестиций 14

1.2.3 Кредитование капитальных вложений 16

1.2.4 Инвестиционный налоговый кредит 17

1.2.5 Выпуск ценных бумаг 17

1.2.6 Иностранные инвестиции 18

Глава 2. Правовые основы осуществления инвестиционной деятельности за счет собственных средств организаций в РФ 21

2.1 Регистрация инвестиционной деятельности 24

2.2 Особенности налогообложения инвестиционной деятельности 27

2.3 Защита прав инвесторов 36

Глава 3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности банков в РФ 38

3.1 Правовое положение и регистрация инвестиционной деятельности банков 38

3.2 Защита прав банков, осуществляющих инвестиционную деятельность 44

Глава 4. Правовые основы инвестиционной деятельности нерезидентов РФ 48

4.1 Регистрация инвестиционной деятельности 48

4.2 Особенности налогообложения 49

4.3 Таможенные тарифы и пошлины 55

4.4 Защита прав инвесторов 56

Заключение 63

Список используемых источников и литературы 80

Введение

Активность инвестиционного процесса по существу определяет жизнедеятельность экономики. Чем эффективнее протекают процессы расширенного воспроизводства капитала, тем успешнее развиваются производственный аппарат и социальная инфраструктура страны.

Однако инвестиционная деятельность, ее структура, мощность и степень воспроизводства финансовых активов во многом зависят от состояния ее правового обеспечения.

Вторая половина 90-х годов характеризуется углублением кризисных явлений, которые являются следствием разрушения планово-распорядительной системы и попытками заменить ее системой рыночной самоорганизации (адаптации). Эта кардинальная перестройка наложилась на пересмотр военно-политических доктрин, который привел к полной смене приоритетов в промышленности и, в частности, к необходимости проведения в сжатые сроки программ конверсии .

Наконец, развал СССР и появление новых государств, позднее объединившихся в СНГ, привели к разрушению сложившихся производственно-технологических и экономических связей между предприятиями бывшего Союза. Кризис, вызванный сменой общественного уклада без глубоко продуманной программы реализации переходного периода, привел к лавинообразному падению производства (в 1996 г. он снизился более чем на 60 % от уровня 1990 г.) и прогрессирующему бюджетному дефициту. За этим последовала быстро нарастающая инфляция - главный тормоз в инвестиционной деятельности. Скорость обесценивания денег все более опережала возможности их прибыльного воспроизводства.

Поэтому основные усилия государства в последние годы были направлены на обуздание инфляции. За счет сокращения денежной массы в обращении желаемый эффект был достигнут в 1996 году. Однако жесткие меры по сокращению денежной массы, отказ от преимущественно эмиссионных методов покрытия бюджетного дефицита не привели к реорганизации разбухшего госаппарата, а вызвали резкое сокращение свободных оборотных средств предприятий. Это привело к платежному кризису и многомесячным задержкам зарплаты, к серьезным социальным конфликтам. Продолжает расти суммарная задолженность предприятий друг другу и по кредитам банков, более половины из которой составляет просроченная задолженность. Результаты могли бы быть еще более печальными, если бы уже к 1997 году в экономике не стало ощущаться присутствие частного сектора, в основном получившего развитие в сфере торгово-посреднической деятельности.

Высокий уровень федеральных налогов, слабое развитие инвестиционного законодательства, фискальный произвол местных властей привели к тому, что значительная часть экономики (по данным Всемирного банка - до 40 % валового внутреннего продукта) переместилась в "тень", где вместо денег функционирует натуральный обмен, где не платят налоги, где грубо ущемляются права трудовых коллективов, где нормальные хозяйственные связи подменены криминальными. По расчетам аналитиков РАН, криминальные структуры контролируют в России около половины коммерческих банков и предприятий и 80 % совместных предприятий. Вместе с тем, именно частнопредпринимательский сектор в открытой экономике и теневая экономика формируют те накопления населения, которые пока не вовлечены в инвестиционный процесс.

В 1997 г. наметилось торможение спада промышленного производства в отдельных подотраслях. Однако в целом экономическая динамика до сих пор не приобрела стабильного характера .

Россия по условиям осуществления инвестиционной деятельности по финансовому рейтингу находится на уровне "ВВ" (по классификации ведущего международного рейтингового агентства "Стандард энд Пур"), что ниже порогового значения кредитного рейтинга для финансирования инвестиционных проектов (уровень "ВВВ"). Уровни рейтинга оцениваются 10 степенями от ААА -наивысший рейтинг до Д - предприятие-банкрот. При этом существен размер государственного долга РФ, оцениваемый в 1997 г. в размере 20 % расходной части бюджета. Это также не способствует инвестиционной привлекательности страны в глазах международных инвесторов.

Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, ставящий барьеры на пути притока инвестиций, обусловлен следующими причинами:

" отсутствием устойчивой правовой стабильности при реализации долгосрочных инвестиционных проектов;

" отсутствием информационной прозрачности, при которой потенциальный инвестор не может получить полные и достоверные данные о финансовом положении заемщика, о его критериальных для инвестирования показателях, принятых в практике развитых стран;

" наличием высокой степени политических и экономических рисков.

Сегодня становится все более очевидным, что переход к экономическому росту во многом будет зависеть от того, насколько успешно будет активизироваться инвестиционная деятельность, что зависит не только от экономической, но и от законодательной деятельности государства.

Анализ статистических данных показывает, что между ростом экономики и динамикой капитальных вложений существует прямая связь. Рост ВВП (в %) легко подсчитывается по формуле: 2 + 1/2 темпа прироста капитальных вложений. Чтобы добиться, например, 5%-ного увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Из этой формулы ясно, что даже при отрицательной величине капитальных вложений (допустим, -4% в год) ВВП не снизится (получится так называемый нулевой рост).

Следовательно, чтобы преодолеть кризис производства в России, т.е. выйти на траекторию роста ВВП, надо использовать такой рычаг, как реальные инвестиции. Точка опоры этого рычага - инвестиционное законодательство, смысл которого - в создании благоприятных условий для вкладывания средств в экономику.

Устойчивый побудительный мотив для собственника создает стабильность экономических условий. Нельзя допускать, чтобы человек рассчитывал, реализуя инвестиционный проект, на одну величину прибыли, а на самом деле получал гораздо меньшую только потому, что изменились нормы государственного регулирования (ставки налогов, порядок их взимания и т.п.).

Чтобы решить эту проблему, правительством была внесена, а затем и принята в Законе об иностранных инвестициях известная в международном законодательстве дедушкина оговорка. Смысл ее в том, что государство берет на себя обязательства не ухудшать условия ведения хозяйственной деятельности до полной окупаемости инвестиционного проекта. Это сейчас распространяется на отечественных инвесторов.

Расшифруем, что содержится сегодня в законодательстве о поддержке иностранных и российских инвесторов. Коснемся двух проблем - налогов и ограничений на работу частного бизнеса.

1. Введено понятие совокупной налоговой нагрузки, включающей таможенные платежи; прямые налоги, взимаемые с юридических лиц; обязательные платежи, т.е. что начисляется пропорционально заработной плате за исключением взносов в Пенсионный фонд. Сюда не входят все косвенные налоги - акцизы и налог на добавленную стоимость, поскольку они не имеют отношения к процессу производства и учитываются при продаже товара потребителям.

В каждом бизнес-плане подразумевается таблица, показывающая, сколько налогов надо заплатить. При этом вычитаются косвенные налоги, добавляются таможенные платежи и подсчитывается величина совокупной налоговой нагрузки, которую предприниматель готов нести разворачивая определенную деятельность.

Министерство экономики будет регистрировать бизнес-планы тех, кто хочет вкладывать деньги на известных условиях, тем самым как бы фиксируя совокупную налоговую нагрузку.

Надеюсь, что с принятием налогового законодательства бесконечные движения по налоговой цепочке закончатся.

Допустим, в ходе реализации инвестиционного проекта изменились налоговые и таможенные правила. Но речь не идет об изменениях ставок по видам налогов, появлении новых и отмене старых. Важно, что фиксируется величина совокупной налоговой нагрузки и понятно, сколько надо отдать государству. Если окажется, что в каком-то году совокупная налоговая нагрузка в расчете на единицу вида деятельности будет больше, чем на момент, когда стал реализовываться инвестиционный проект, то предприниматель заплатит казне столько же, сколько и предусматривалось. Таким образом, инвестор получает льготу, но не сейчас, а в будущем.

Принципиально важно, что законодательно закреплена стабильность отношений с государством по поводу выплат. Никакие новации любых властей здесь не могут иметь места, ибо действует закон.

Разговоры о непредсказуемости поведения исполнительной власти в России с принятием дедушкиной оговорки прекращаются.

2. Доступ инвестора к видам деятельности регулируется разрешительной системой. Особенно это касается иностранных инвесторов. Существует два списка - виды деятельности, в которые иностранные инвесторы не допускаются (на казенные предприятия, например), и виды деятельности, к которым доступ иностранных инвесторов ограничивается, например долей в капитале.

Правовые аспекты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов регулируются в основном ФЗ от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. №1488-1. Недавнее принятие ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" было обусловлено тем, что Закон 1991 г. уже давно не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачи привлечения и защиты иностранных инвестиций в российскую экономику.

Однако в целом Закон вызывает ряд критических замечаний со стороны инвесторов и юристов.

Цель данного дипломного проекта - исследовать правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:

1. Рассмотреть участников инвестиционной деятельности и источники ее финансирования.

2. Рассмотреть правовые основы осуществления инвестиционной деятельности за счет собственных средств в Российской Федерации.

3. Проанализировать правовое регулирование инвестиционной деятельности банков в России.

4. Исследовать правовые основы инвестиционной деятельности нерезидентов РФ.

В данной дипломной работе я также проанализировал принятый 19 июня 1999 года Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", выделил его достоинства и недостатки, в Заключении сделал предложения по его доработки для более эффективного, по моему мнению, его функционирования.

Список литературы

Источники

1. Закон РСФСР от 26 июня 19991 г. №1488-1 с изменениями, внесенными ФЗ от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".

2. Конвенция о защите прав инвестора.

3. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, ред. от 2.01.2000 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства РФ. 1999. №9.

4. Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Литература

1. Басс Л. Опыт регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации на основе двухстороннего соглашения // Внешняя торговля. 1998. № 7-9.

2. Бублик В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим // Хозяйство и право. 1996. №4.

3. В Государственной Думе Российской Федерации // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №6.

4. Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве: организационно-правовое обеспечение // Хозяйство и право. 1998. №№ 7, 8.

5. Девичинский С. Привлечение средств для инвестиционных целей // Инвестиции в России. 2000. №3.

6. Донцов Л.В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах и возможности её применения в России // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №4.

7. Донцова Л. Инвестиционно-строительный сектор российской экономики: закон принят - проблемы остаются // Инвестиции в России. 1999. №5.

8. Доронина Н. Обзор законодательства об иностранных инвестициях за 1997 год // Право и экономика. 1998. №№ 1, 2.

9. Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. №№ 4, 5, 6.

10. Доронина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях за 1996 г.// Право и экономика1997. №4.

11. Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации // Право и экономика. 1996. №19-20.

12. Жуков Л.М. Новое в инвестиционном законодательстве Российской Федерации // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. №5.

13. Закон об иностранных инвестициях - новый подход к привлечению капитала в РФ // Иностранный капитал в России. 1999. №8.

14. Законодательство о разделе продукции: Проблемы применения // Хозяйство и право. 1999. №№ 5, 6.

15. Инвестиции и смежное законодательство. Нормативные акты. Инвестиции в России. 1999. №6.

16. Инвестиционный климат и правовая система // Проблемы теории и практики управления. 2000. №3.

17. Иностранный капитал в России: формы представительства и некоторые особенности налогообложения // Финансы и бизнес. 2000. №2.

18. Ковалев А.А. Правовые вопросы привлечения зарубежных инвестиций в горнопромышленный сектор России // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. №11.

19. Комаров В. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ // Право и экономика. 1999. №10.

20. Комаров В. Прямые иностранные инвестиции. Проблемы и пути привлечения // Финансы и бизнес. 1998. №3.

21. Конейкин М. Правовые и организационные аспекты привлечения иностранных инвестиций в Россию // Маркетинг. 1997. №4.

22. Крылов В.И. Программы иностранных государств по стимулированию инвестиций // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №4.

23. Крылов В.И. Пути восстановления положительного рейтинга России в инвестиционной сфере // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №1.

24. Крылов С., Яковлева В. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // Российский экономический журнал. 1997. №11-12.

25. Кухалашвили И. Новый порядок валютного регулирования ПИИ // Право и экономика. №___. 1999.

26. Латин Д.К. Анализ некоторых аспектов международно-правовой практики заключения государствами двухсторонних инвестиционных договоров // Хозяйство и право. 1999. №10.

27. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России // Инвестиции в России. 2000. №2.

28. Марти Д. Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций // Проблемы теории и практики управления. 1997. №2.

29. Масторов Ю.А. Многосторонне соглашение по инвестициям: попытка введения универсальных правил в области инвестиций // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. №6.

30. Москвин В. Банковское кредитование предприятий // Инвестиции в России. 2000. №4.

31. Москвин В. Заключение договора кредитования инвестиционного проекта // Инвестиции в России. 2000. №5.

32. Насонов Ю. Участие иностранного капитала в приватизации государственных предприятий // Законность. 1998. №1.

33. Немчинов Н. Местные законы: налоговое благоприятствование инвестициям // Законность. 1998. №4.

34. Никитин С. Закон об иностранных инвестициях в РФ. Определения требуют доработки // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. №9.

35. Никифоров Д., Хайнс Дж. Изменение в правовом режиме реализаций соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1999. №9.

36. Павлодский Е. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями // Право и экономика. 2000. №2.

37. Павлодский Е.А. Правовое регулирование специализированных чековых инвестиционных фондов // Право и экономика. 2000. №1.

38. Платонова Н. Правовые проблемы осуществления иностранных и отечественных инвестиций в экономику России на основе соглашения о разделе продукции // Хозяйство и право. 1996. №№ 6, 7.

39. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №6.

40. Савин В.А. О государственных гарантиях защиты иностранных инвестиций в России // Внешнеэкономический бюллетень. 1997. №11.

41. Савин В.А. Роль различных форм внешнеэкономических связей в решении инвестиционных проблем России // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. №11.

42. Сахарчук В. Виды лизинговых операций // Хозяйство и право. 1998. №4.

43. Синарьев Б.М., Березин А.Е. Гарантия правовой защиты иностранных инвесторов в России и судебно-арбитражная практика // Вестник ВАС РФ 2000. №4.

44. Сковорода В.А. Вопросы дальнейшего развития законодательства в области иностранных инвестиций и вывоз российского капитала за рубеж // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. №4.

45. Соколов П.А. Инвестиции в России в форме капитальных вложений: учет и налогообложение // Бухгалтерский учет. 2000. №11.

46. Сосна С.А. Каким быть закону об иностранных инвестициях в России // Законодательство и экономика. 1997. №13/14.

47. Сыпченко С. Классификация инвестиций в западной и отечественной экономической науке // Инвестиции в России. 1998. №8.

48. Филонец А.А. Актуальные вопросы нормативной базы и практики работы иностранных инвесторов с корпоративными бумагами на российском рынке // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. №6.

49. Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. 2000. №3.

50. Ходов Л.Г. Налоговые льготы для резидентов ФРГ и российских компаний с участием немецкого капитала // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №3.

51. Чистов А.В. Закон об иностранных инвестициях - новая концепция привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. №10.

52. Чистов А.В. Итоги обновления инвестиционного законодательства в 1999 году // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. №2.

53. Шарифуллина А. Стабильность условий договора - основа стимулирования инвестиционной деятельности в России // Законодательство и экономика. 2000. №4.

54. Шерстнева Л. Инвестиционная деятельность в России // Юрист. 1997. №10.

55. Ярных С.М. Бюджет развития и формирования инвестиционной политики субъекта Федерации // Финансы. 2000. №4.

56. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 С.

57. Управление инвестициями. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. / Под ред. В.В. Шеремета. - М.: Высшая школа, 1999. Т.1. - 416 С.

Примечания:

Примечаний нет.