Поэтика создания образа Влюбленного, его многогранность е3411
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 96 |
Формат: doc |
Год: 2005 |
Содержание |
Введение 3 Глава I. Поэтическая система поэзии В.С. Высоцкого. 9 1. Полифонизм, многогеройство в творчестве В.С. Высоцкого. 9 2. Семантическая структура образов лирического субъекта. 19
Глава II. Особенности военной лирики. 33 1. Взгляд на войну извне: война, как объект описания. Локальная и временная сфокусированность войны в произведениях В.С.Высоцкого. 33 2. Поэтика создания образа солдата на войне. 41 Глава III. Реализация личности в пограничной, экстремальной ситуации. 54 1. Преодоление, жизнь на грани в творчестве В.С.Высоцкого. 54 2. Человек и стихийные силы природы. 59 Глава IV. Образ "потерянного" человека. Деградация личности и общества. 69 Глава V. Поэтика создания образа Влюбленного, его многогранность. 78 1. Многогранность образа влюбленного в творчестве В.С. Высоцкого. 78 2. Соотношение ролевого образа и лирического "Я" В.С. Высоцкого. 83 Заключение 88 Литература 92 |
Введение |
Поэтический постулат, заложенный в этой известной строчке В. Высоцкого, абсолютно точен, аскетически ограничен и лирически достоверен: поэт лишь тот, кто идет нехоженой дорогой, по своей тропе. Сама жизнь В. Высоцкого, необычность его личности, голоса, стихов - все соединено в этой строке, знаменуя собой существование в нашей духовной культуре еще одного Поэта. Однако как у всякой правдивой поэтической мысли, и у этой - "среди нехоженых дорог - одна моя" - есть своя социально-литературная предыстория. Потому что прежде, чем выйти на непройденные маршруты, надо набраться сил там, где прошагали тоже когда-то для них нехожеными тропами и тоже своими - другие. Приход В. Высоцкого в советскую поэзию при всей своей неожиданности был в значительной степени закономерен. Конец 50-х - начало 60-х гг. - время, которое и сегодня общественным сознанием оценивается как "время надежд". Это было начало поэтического творчества дерзкой и талантливой плеяды "громких лириков" - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского; становление "овечкинского периода" в нашей литературе, когда суховатый и нелицеприятный очерк взял на себя большую часть литературной нагрузки и когда аналитические выкладки, сатирические портреты В. Овечкина ("Районные будни") и Г. Н. Троепольского ("Записки агронома") впервые заставили общественность задуматься над вопросами экономической, политической организации нашей жизни в государственном и нравственно-духовном аспектах. М. Слуцкис писал тогда, что аналитический подход литературы к жизни в союзе с лирическим даст очень интересный результат, и не ошибся. Доказательство тому - философская лирика А. Твардовского 60-х гг., рождение мощной прозы "деревенщиков", а потом прозы Ю. Трифонова, В. Тендрякова, в драматургии - появление А. Вампилова, чуть позже - А. Гельмана, Ленинианы М. Шатрова... Правда, к середине 60-х гг. аналитическая и лирико-психологическая тенденции все более тяготеют не столько к единству, сколько к отталкиванию. С одной стороны оказалось "громовое "Мы!", с которым вступили в жизнь и в литературу поэты открытой тенденциозности". С другой - негромкое, но выразительное, насыщенное глубоким драматизмом переживаний "я" Н. Рубцова, А. Прасолова, А. Жигулина. Творчество Б. Окуджавы с середины 50-х до середины 60-х гг. занимало особое место. Подкупая особой "домашностью", доверительностью, предельно сокращающей дистанцию между поэзией, музыкой - высоким - и слушателем, его песенная лирика мягко, но настойчиво открывала для нас возможность другого взгляда на общепринятое, давно привычное. Более того, Б. Окуджава постоянством своего поэтического выражения (одновременно через слово и музыку) утверждал эту возможность как необходимость во всем и для всех. Однако если посмотреть на литературу тех лет как бы с высоты временного от нее сегодняшнего нашего отстояния, то "общий план" атмосферы общественного и личностного сознания 50-60-х, и особенно 60-70-х гг., можно представить словами одного из героев романа С. Залыгина "Соленая падь" (1967): "Ищут все нынче. Все и каждый. Не каждый знает, чего ищет...". На этом фоне всеобщего поиска гражданских и духовных точек опоры в новых общественно-исторических условиях и вместе с тем такого же всеобщего ощущения неясности, куда именно направить этот поиск в окружении правильных, привычно неопровержимых, прекрасных слов о нашей жизни и о нас самих, необходимо было появление феномена Высоцкого. Его ирония, высекающая правду о состоянии на всех, буквально на всех этажах общественной жизни, его романтическая бескомпромиссность, возвращающая засоциологизированным понятиям ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ПРАВДА, ЛОЖЬ, БОРЬБА, ПОБЕДА, СМЕРТЬ, СТРАХ, ВЫСОТА их полузабытое духовное содержание, наконец, самый его голос, режущий наш привычный к гармонии слух, беспокоящий и поразительно естественный, т. е. такой, какой есть, а не тот, что профессионально отшлифован, - все вместе это прямо было обращено к человеческому достоинству каждого, выбивало из гражданского полусна, давало многим и многим искомую духовную точку опоры. Как всякий большой художник, В. Высоцкий точно угадал, откуда надо начинать: от разговора бытового, повседневного, от того самого быта, к которому прирастали все сильнее, до неотделимости, начинать надо от себя. Отсюда множественность самых разных персонажей в его поэзии, их откровенные монологи о своем (что купил, что достал, что выпил, кого встретил, о чем услышал, что перетерпел и т. д.), отсюда и обращение к темам житейских обстоятельств каждого и среди них - к теме судьбы. В творчестве В.С.Высоцкого было много такого, что невозможно втиснуть в прокрустово ложе привычных представлений. В его песнях были и сарказм, и ирония. Советские критики находили в них "упадочнические мотивы" и "рекламу антиобщественных элементов". Стихи его не печатали, песни на радио и телевидении не исполняли, считая их "приблатненными куплетами улицы"... Но голос его доходил до поклонников ба |
Список литературы |
языке. М., 1995. 42. Перевозчиков В. Владимир Высоцкий: правда смертного часа и посмертная судьба. М.: Политбюро, 2000. 43. Пономарёва Т.В., Трофимова Е.Б. О восприятии трансформированных фразеологизмов носителями русского языка: (На материале поэзии В. Высоцкого) // Языковая концепция регионального существования человека и этноса: Тез. докл. к науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А. И. Воробьёвой. Барнаул: Изд-во Алтайс. ун-та, 1999. С. 154-156. 44. Попов В.И. Нравственно-воспитательный аспект. // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч.-практ. конф. 25-26 февр. 1999 г. Екатеринбург: УрГПУ, 1999. Т. 3. С. 20-21. 45. Попов В.И. Педагогический потенциал жизни и творчества В.Высоцкого. (1938-1980): (Обзор лит.) // Музыкально-эстетическое образование в социокультур |
Примечания: |
Примечаний нет. |