Серия натюрмортов "Природа, поэзия, искусство - вечны"

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 30  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

I. Введение

1. Актуальность выбранной темы

II. Основная часть:

1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.

2. Серия натюрмортов на тему: "Природа, поэзия и искусство - вечны". Этапы работы.

3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

III. Заключение.

IV. Библиография.

Приложение

Введение

Впервые за много лет у нас появляются направления, концепции, ставящие целью возрождение культуры, приобщение всех детей к нравственным, духовным ценностям, в частности, через искусство. Назовем некоторые комплексные программы. "Мир вокруг нас" (Попова Т.И.) - программа игровой и художественной деятельности предполагает полихудожественные формы развития и воспитания детей, которая позволяет приобщить детей к искусству разных видов, понять их истоки, приобрести базовые представления об отдельных формах художественной деятельности; программа "Семицветик" (Ашиков В.И. и Ашикова Е.Г.) предполагает то же самое. Программа художественно -эстетического развития дошкольников (Т. Фокина и В. Хитрова) ставит несколько задач: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, знакомство со всеми видами искусства, формирование умения высказывать свое отношение, умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д. Наиболее разработанные разделы по изобразительной деятельности и эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства, на наш взгляд, есть в программах "Радуга" и "Детство".

Тема диплома: "Серия натюрмортов "Природа, поэзия, искусство - вечны"" выбрана не случайно, она содержит в себе проблему. Проблемой является то, что эта тема недостаточно разработана в контексте новых задач эстетического развития дошкольников. Следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному, долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключался в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят "невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства."

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись. Эстетическое образование предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитание грамотного зрителя, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Список литературы

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998. - С. 70-81.

3. Ганжало Т. Как ставить натюрморт//Юный художник. - 1990. - №5 - С. 18-20.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 272 с.

5. Данилова Н.Е. Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XXвв. - М.: Просвещение, 1984. - 201 с.

6. Живопись: Кн. для учащихся/ сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1995. - С. 42-88.

7. Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и документов/ сост. Г.Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1990. - 318 с.

8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.

9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992. - С. 147-235.

10. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

11. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы "Детство". - СПб.: изд-во "Детство-пресс", 1999. - 112 с.

12. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - С. 338-363.

13. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. - 310 с.

14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

15. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - С. 63-95.

16. Синюков В. Натюрморт// Юный художник. - 1990. - №2. - С. 18-23.

17. Трофимова Н.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - С. 24-99.

18. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

19. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта +, 1999. - С. 3-39, 66-72, 556-560.

20. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. - 251 с.

Примечания:

Примечаний нет.