Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 55  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

1. Современный танец как средство развития личности и формирование ее базовой культуры 9

1.1. 9

1.2. Личность. Внутренняя и внешняя гармонизация 25

1.3. Влияние джаз-танца на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности 29

2. Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности 31

2.1. Психологический подход к современному танцу 31

2.1.1. Гармония танца 31

2.1.2. Современный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений 37

2.2. Танцетерапия как средство гармонизации личности 40

2.2.1. Контактная импровизация 40

2.2.2. Роль танца в гармонизации личности человека 48

Заключение 51

Список литературы 54

Введение

Введение

Актуальность темы. Именно в двадцатом веке танец стал современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Разумеется, у него сохранились все остальные возможности. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал и т.д., но именно как современное искусство, актуальное художественное высказывание он оформился недавно. Существуют и другие линии развития танца. Он становится спортом (спортивные и бальные танцы), он становится частью терапии (танцгерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп и т.д.), но к современному искусству они не относятся.

Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.

К сожалению, в нашей стране словосочетание "современный танец" может означать все, что угодно.

Эта линия танца появилась в нашей стране не так давно и проходит достаточно непростой путь развития. Мне представляется, что многие проблемы его развития связаны не только с внешними причинами (отсутствие финансирования, образовательной системы, инфраструктуры), но с внутренними - недостаточно ясным пониманием танца именно как современного искусства, требующим адекватной системы художественного мировосприятия и мышления.

Если считать, что танец - это язык (текст), то большая часть того, что происходит на современной танцевальной сцене (по крайней мере, считающей себя таковой) - это попытка говорить на чужом языке, когда тебя очаровывает само звучание доселе незнакомых звуков, но соединяешь ты их по законам известного тебе языка.

Спонтанность - это отсутствие прогнозируемой структуры, непрерывность без повторений, опора на пустоту, поток творчества. Структура - заранее заданная конструкция, свод правил, карта, предшествующая территории. Структура танца детализирована в хореографии, спонтанность является безусловным атрибутом импровизации. Импровизация исходит из мечты о безусловной свободе и демиургической жажды человека. Этот изначальный посыл практически никогда не доходит до адекватного воплощения, становясь по ходу дела "игрушкой в бисер", обусловленной конкретным культурным контекстом. Импровизация всегда существовала внутри какой-либо стилистики, будь то пение акына или hip-Ьор'овый battle. Танцевальная импровизаци как явление современного искусства оформилась только в эпоху постмодерна как возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями.

Процессуальное определение - импровизация как умение слышать свое тело, пространство и партнеров - скорее отсылает к состоянию импровизатора, но ничего не может сказать о процессе и результате.

Импровизация, с другой стороны, сама по себе не является презумпцией истинного творчества. Она, как мы уже видели, может исходить из очень разных предпосылок, требует особой подготовленности (или открытости) зрителя; можно назвать это также тусовочностью или включенностью в культурный контекст.

Чудо в импровизации, т.е. значимый акт творения в момент "здесь и сейчас", "разделенная благодать" (С.Пэкстон) более вероятна в импровизации, но не гарантирована. Человек может заниматься импровизацией, потому что не владеет хореографией, или потому, что желает точности и правды выражения. Человек может заниматься хореографией потому, что боится импровизации, боится другого уровня открытости (самому себе, конечно).

Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной концентрации и удивительной моменты магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их.

Предмет исследования - танец.

Объект исследования - внуттренняя и внешняя гармонизация личности, достигаемая посредством танца.

Цель работы: рассмотреть современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности.

Задачи:

Рассмотреть гармонию танца;

Изучить современный танец как средство гармонизации психических процессов;

Рассмотреть понятие контактной импровизации;

Выявить роль современного танца в развитии личности человека.

Гипотеза исследования - джаз-танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности.

Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как В. Лабунской, В.В. Козлова, Т.А. Шкурко, В.Л. Круткина, М.А. Бебик. Также в работе были использованы труды зарубежных автлоров: К. Рудестам, А. Старк, К. Хендрикс, В. Гленн. Особого вниямания заслуживает диссертация С.Н. Куракиной "Феномен танца".

При написании работы были использованы методы сравнения и анализа.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в практике работы по хореографии.

Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, также включает в себя список литературы, состоящий из тридцати восьми источников.

1. Современный танец как средство развития личности и формирование ее базовой культуры

1.1.

Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них первобытный человек обращается к силам природы.

Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Русский народ танцевал с незапамятных времен. Плавные, торжественные хороводы славили явления природы, олицетворением которых были Ярило и другие языческие божества. Раздольная, свободная русская

Список литературы

Список литературы

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.

2. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика-музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.

3. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

4. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.

5. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.

6. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2005 - 345с.

7. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. 16с.

8. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.

9. Каган М. С. Морфология искусства.-М.: Искусство, 2004 - 324с.

10. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 2003 - 424с.

11. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.

12. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.

13. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.

14. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. - Ижевск: Радуга, 2003 - 356с.

15. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук.-Ростов-на-Дону, 1994 - 70с.

16. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 - 415с.

17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608с.

18. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.

19. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

20. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Европа, 2006 - 432с.

21. Назарова Л. Фольклерная арт-терапия. Спб, Речь, 2002. 231с.

22. Никитин В.Н. Пластикодрама. Москва: Когито-центр, 2001. 56с.

23. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва: Алтейа, 1998. 488с.

24. П.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Исток, 2003 - 453с.

25. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. - 2002. - №4. - С. 142-146.

26. Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. - 1999.-№1.-С. 164-168.

27. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 - 478с.

28. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. - 1992.-№3-С. 84-92.

29. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб: Речь, 2000. 256с.

30. Старк А. и Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. // Ярославль, 1994. 116с.

31. Танцевально-двигательная терапия // Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.

32. Фельденкрайз М. Искуство движения. Уроки мастера. Москва, ЭКСМО, 2003. 148с.

33. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. М.- СПб, 2000. 160с.

34. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 32 с.

35. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 2001, 238с.

36. Черник Б.П., Фомин А.С. Образовательная выставка: перспективы участия - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006 - 228с.

37. Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 67-68.

38. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб: Речь, 2003. 192с.

Примечания:

Примечаний нет.