Особенности российской рекламы в 19-20 вв

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВЕДЕНИЕ 2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19- 20 ВВ. 7

1.1 ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 19 ВЕКЕ 7

1.2 ОПИСАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 20 ВЕКЕ 13

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ 19 В. 20

2.1 УЛИЧНАЯ РЕКЛАМА 20

2.2 ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНАЯ РЕКЛАМА 23

2.3 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕЧАТНАЯ АФИША И ПЛАКАТ КАК СРЕДСТВА НАГЛЯДНОЙ РЕКЛАМЫ 30

2.4 ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ КАК МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКЛАМЫ 33

2.5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ РЕКЛАМНЫХ СРЕДСТВ В 19 В. 36

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА 43

3.1. РЕКЛАМА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ 43

3.1 ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ РЕКЛАМА 49

3.2 РЕКЛАМА В ПЕРИОД НЭПА 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Введение

Реклама живет и развива¬ется по своим законам, а законы производства и восприятия рекла¬мы уходят корнями в глубокое прошлое, в древние пласты куль¬турных традиций, в вековые наслоения предрассудков и привычек, которые капля за каплей формируют менталитет нации.

Реклама – яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Наш замысел – подойти к рекламе с несколько иной стороны, заглянуть в исторические глубины этого рода творчества.

Историческое знание о рекламе – это сведения о том, какими средствами создавался данный тип текстов на заре человеческой истории, какую эволюцию он переживал в различных культурных регионах.

Реклама (франц. reclame , от лат. reclamare –выкрикивать)- разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо, например, товаров, зрелищ, услуг, оказываемых каким-либо предприятием и т. д….»

Дипломная работа посвящена теме истории отечествен¬ной рекламы в XIX-ХХ вв — трудному и медленному пути ее становления, моментам стремительных взлетов и периодам застоя, ее творцам и гонителям, ее ушедшим и современным проблемам.

В первой главе автор дает общую характеристику рекламе в XIX-начале ХХ вв.

Во второй главе работы автор рассматривает ранние формы устной, письменной и театрализованной рекламы, исследует эволюцию газетно-журнальной рекламы от момента зарождения печати в России до конца XIX в., анализирует путь развития промышленных российских выставок и их освещения в прессе XIX столетия, а также просле¬живает изменения в характере вывесок, афиш, плакатов. В третьей главе описаны рекламны средства в начале ХХ веке.

Исследований, целенаправленно посвященных истории рос¬сийской рекламы, совсем немного. Есть несколько работ, вышед¬ших в конце XIX в. Это «Реклама. Ее значение, происхождение и история» Н. Плисского (СПб., 1894) и «Русская реклама» А. Веригина (СПб., 1898), однако они не содержат ни исторического очер¬ка, ни каких-либо интересных наблюдений, ни сюжетов истории российской рекламы. Эти книги лишь знаменуют факт интереса к истории отечественной рекламы в конце XIX в.

Значительно серьезнее исследование В. Уперова «Реклама— ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы», вышедшее в 1932 г. Автор анализирует процесс развития европейской рекламы, поэтому фактам российской истории уделе¬но второстепенное место.

В течение последнего десятилетия на волне практического интереса к рекламе появился ряд работ по истории отечествен¬ной рекламы. Так, в 1994 году вышла в свет книга В.В. Ученовой и Н.В. Старых «История рекламы. Детство и отрочество», которая явилась последовательным и систематизированным очерком истории отечественной рекламы с древнейших времен до конца XIX века. Эта книга определила подходы к истории рекламы, наметила основные пути исследования — в этом ее главная ценность. Кро¬ме того, исследование московских ученых содержит большое чис¬ло фактов истории отечественной рекламы.

Следующим шагом в изучении истории российской рекламы стала брошюра екатеринбургской исследовательницы Л.П. Макашиной— «Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918)» (1995). Заявленные в названии брошюры хронологические рамки никоим образом не соответствуют представленному материалу: все разделы ее посвящены рекламной практике первых десятилетий XX в. (рекламной деятельности издателя И.Д. Сытина и пропаган¬диста русского балета во Франции С.П. Дягилева, а также дамским журналам того же периода), совершенно не касаясь истории XVIII и XIX вв. Автором внесен определенный вклад в изучение исто¬рии рекламы первых десятилетий XX в.

Новое издание В.В. Ученовой и Н.В. Старых — учебник «Ис¬тория рекламы» (1999) — стало логическим продолжением книги «История рекламы. Детство и отрочество». Если первое издание было обзорным и многие проблемы развития рекламы в нем лишь слегка затронуты, то вышедший в 1999 г. учебник является уже зре¬лым, серьезным, глубоким исследованием отечественной, европей¬ской и североамериканской рекламы с древнейших времен до на¬чала XX века.

Совсем недавно в издательстве Дальневосточного универси¬тета вышло учебное пособие С.Н. Ущиповского «История рекла¬мы» (2000). Однако его автор не ставил перед собой цели углуб¬ленного изучения истории отечественной рекламы; в своей работе он рассматривает историю европейской рекламы с древнейших времен до начала XIX в. и историю рекламы США с середины XIX в. до наших дней. Конспективный же очерк истории российской рекламы является лишь небольшой и далеко не главной частью учебного пособия.

Таков немногочисленный ряд специальных исследований по истории рекламы. Однако есть немало интересных работ, рассматривающих отдельные явления рекламы — афишу, вывеску, торго¬вую марку и т. п. — в исторической ретроспективе. Так, ярмароч¬ная реклама подробно описана в книге А. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века», вывески — в книге А. Повелихиной и Е. Ковтуна «Русская живописная вывеска и художники авангарда», афи¬ша и плакат — в многочисленных исследованиях Н. Бабуриной. Список использованной литературы приведен в конце учебного пособия.

Эпохой становления рекламы в России считается период с 1840 по 1915гг. К концу этого периода полностью оформились практически все важнейшие составляющие современной рекламной практики - общенациональная реклама, рекламное агентство с полным циклом услуг, зависимость всех средств распространения информации от поддержки рекламы, критика рекламы и доводы в ее защиту. С тех пор за исключением технических приемов в рекламе мало что изменилось.

За период с 1840 по 1915 год реклама превратилась из изолированного феномена в современный институт буквально со всеми присущими ему основными формами, функциями и средствами воздействия:

1. Возникла общенациональная реклама (от имени производителей)

2. Рекламное агентство превратилось из оптового продавца места под рекламу в делового партнера с полным циклом услуг, обрело творческие и исследовательские функции.

3. Устоялась система комиссионных отчислений как форма компенсации за услуги агентства.

4. Средства распространения информации стали рассматривать как основной источник.

5. Подняла голос критика рекламы и возникла система организованного саморегулирования рекламного дела.

6. Получили развитие рекламные организации.

7. Начались серьезные дискуссии теории и тактических приемов в рекламе.

История развития рекламы показывает её тесную взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества. Этот тезис находит свое полное подтверждение при рассмотрении истории отечественной рекламы советского периода. Общеизвестно, что на протяжении нескольких десятков лет в СССР экономика носила плановый характер. В условиях плановой экономики рынок носил регулируемый характер. Но он был. Рынок не может не быть. В условиях регулируемого рынка развивалась рекламная деятельность сначала в рамках торговли, а затем различных отраслей промышленности.

Исходя из вышесказанного, тема дипломной работы представляется актуальной.

Цель работы: изучить особенности российской рекламы в 19-20 вв.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику рекламы в 19-20 вв. в России;

2. Изучить особенности рекламной деятельности в 19 в.

3. Проанализировать развитие рекламы в 20 в.

Список литературы

1. Бабурина Н. Русский плакат. Вторая половина XIX—начало XX в. Л.,2007.

2. Боханов А. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец

XIX — 1914 г. М,2006.

3. Бутенко В. Краткий очерк истории русской торговли. СПб.,2007.

4. Дигамма. Зло всей прессы. СПб,2006.

5. Джорджадзе В. Н. Вредные для публики рекламы и борьба с ними. — М,2001.

6. Дистрибуенди Ф. Взгляд на московские вывески. — М.,2001.

7. Засосов В., Пызин В. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л., 1991.

8. Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М., 2006.

9. Корнилов Л., Фильчикова Н. От глашатая до неона. М., 1999.

10. Лачаева М. «Приглашается вся Россия...» М.,2007.

11. Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок // На¬родная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. — М, 2006

12. Макашина Л. Русская реклама. Отечественная практика.(1703-1918). Екатеринбург, 1995.

13. Мезенин В. Парад всемирных выставок. М.,2006.

14. Митина И., Жарова Л. Становление современной цивилизации. М.,2007.

15. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселе¬ния и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л.,2001.

16. Никитин А. Задачи Петербурга. СПб.,2002.

17. Николаев И.К. К вопросу о газетных публикациях. М,2004.

18. Очерки русской культуры XIX в. М., 1998.

19. Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. — СПб., 1894. С. 67.

20. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и худож¬ники авангарда. Л.,1999.

21. Пыляев М. Старый Петербург. СПб.,2004.

22. Ровинский Д. Русские народные картинки. В 5 т. М.,2001.

23. Петербургские вывески // Журнал «Иллюстрация». 2001

24. Соколов Н. В. Журнальное дело. Экономические вопросы и журнальное дело. — СПб., 1866. С.

25. Сляднева О. Самореклама российских монархов XVIII в. // PR-диалог,2006.№ 1. С. 11-13.

26. Сляднева О. Отечественная реклама: Типологические характе¬ристики. Из истории российской рекламы // Реклама и связи с обществен¬ностью: теория и методика профессионального творчества. Ч. 1. СПб.,2006. С. 3-46.

27. Сляднева О. Реклама на страницах первых российских газет //Вестник СПбГУ,2006. Сер. 2, Вып. 1. С. 99-104.

28. Сляднева О. Принципы редакторской и рекламной практики Фаддея Булгарина // Вестник СПбГУ, 1999. Сер. 2. Вып. 3. С. 72-77.

29. Уперов В. Реклама — ее сущность, значение, историческое раз¬витие и психологические основы. Л., 1932.

30. Ученова В., Старых Н. История рекламы. Детство и отрочество. М., 1994.

31. Ученова В., Старых Н. История рекламы, или метаморфозы рек¬ламного образа. М., 2000.

32. Ущиповский С. История рекламы. Владивосток, 2000.

33. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1995.

34. Шкловский В.Б. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3., М.,2005.

35. Чередниченко С. История и теория рекламы. М.,2001.

Примечания:

Примечаний нет.