Участие психолога в судебно-психологической экспертизе личности
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 105 |
Формат: doc |
Год: 2006 |
Содержание |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГА В КАЧЕСТВЕ КОНСУЛЬТАНТА, СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ……………………………………….7 1.1. Психологическая культура как фактор повышения эффективности и гуманизации процесса расследования………………………………………..7 1.2. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии…………………………………………………..12 ГЛАВА 2. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ…………………………………..15 2.1. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы………15 2.2. Методы судебно-психологической экспертизы…………………….46 ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ………………………………………………………….………55 3.1. Анализ личности жертв сексуальных преступлений……………….55 3.2. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний..74 3.3. Анализ личности несовершеннолетних преступников……………..85 3.4. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы………………………………………..…………………….90 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....98 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..101 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………104 |
Введение |
За последние десятилетия в нашей стране институт судебно-психологической экспертизы получил достаточное развитие. Однако возможности современной психологической науки небезграничны. Существует много вопросов, дать которым научное обоснование на сегодняшний день не представляется возможным. Исследования отечественных юридических психологов позволили на качественно ином уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса. Вместе с тем до сих пор нет четкой методики участия психолога в уголовном и гражданском делопроизводстве, Не прописан диагностический инструментарий психолога по каждому из поводов назначения судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза - один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) исследует существенные для уголовного или гражданского дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков и свидетелей. До сих пор вопросы психологического содержания нередко адресуются эксперту-психиатру. Между тем психиатрия, как известно, изучает патологические проявления психики. Изучение же психики здорового человека и ее непатологических отклонений - компетенция психологии Психолог в процессе предварительного следствия может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних. Эту функцию можно поручить детскому психологу - специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, преодолеть негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснение несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства. Сходные задачи решает психолог в отношении лиц с признаками умственной отсталости. Он призван способствовать установлению контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого. Однако, при изучении юридической психологии в вузе методическое обеспечение не рассматривает вопросов методики подготовки психологов к участию в уголовном и гражданском делопроизводстве, а ориентируется в основном на юристов. Все это и обусловило актуальность и необходимость рассмотрения роли психолога в проведении судебно-психологической экспертизы, а также методики ее проведения по различным поводам обязательного и необязательного (факультативного) назначения. |
Список литературы |
1. Белкин Р.С. Криминалистика. - Москва, МГУ, 1995. 2. Березин Ф. Б., Мирошниченков М. П., Рожинец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1976. 3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. 4. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 5. Васильев В. Л. Юридическая психология. - М., 1991. 6. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2002. 7. Введение в судебно-психологическую экспертизу. -М., 1980. 8. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 9. Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психологическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий // Актуальные проблемы раскрытия преступлений. - М., 1985, С. 51-62. 10. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. -СПб., 2003. 11. Жариков Н.М., Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия. - М., 1997. 12. Ковалев Г. А. "Активное социальное обучение" как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. -М., 1980. 13. Костицкий М. В. Судебно-психологическая экспертиза.- Львов, 1987. 14. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. 15. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза.- М., 1977. 16. Кудрявцев М.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. - Москва, 1988. . 17. Кудрявцева А. И. Комплексная судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертиза.- М., 1989. |
Примечания: |
Примечаний нет. |