Эмпирические исследования причин педагогических конфликтов

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 78  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты педагогических конфликтов 7

1.1.Исследование конфликтов в зарубежной и отечественной психологии 7

1.2.Понятие, причины, специфика педагогических конфликтов 19

1.3.Профилактика и управление конфликтами 25

Глава 2.Эмпирические исследования причин педагогических конфликтов 34

2.1.Организация и методика исследования 34

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41

2.3. Рекомендации по снижению уровня конфликтности учащихся экспериментальной группы 58

Заключение 75

Список использованной литературы 77

Введение

В педагогической практике конфликты разных типов неизбежны, и педагогу надо уметь своевременно распознавать типы, причины и стадии конфликтов в настоящий момент и в обозримом будущем.

В основе настоящего исследования лежит проблема неадекватности диагностической составляющей педагогической конфликтологии остроте и актуальности все расширяющегося спектра задач изучения и разрешения конфликтов в системе образования.

Налицо ряд сложившихся противоречий, разрешение которых требует научно-педагогических исследований.

Социально-педагогические противоречия вызваны сложностями структурной перестройки общества и системы образования, не поддаются разрешению ресурсами педагогики, но требуют анализа и учета при конструктивном подходе к решению конфликтов, хотя бы в целях их амортизации.

При этом на новом уровне нередко воспроизводятся имевшие ранее место трудности реформирования педагогической науки и практики, наблюдаются схожие для разных стран и разных исторических периодов образовательные ситуации и близкие по характеру проблемы, которые более или менее успешно ранее уже разрешались.

Неравномерность развития различных аспектов самой педагогической конфликтологии - сравнительно молодой отрасли педагогики, пограничной области общей конфликтологии, педагогической психологии и прикладной педагогики.

Конфликтология как отрасль знания о противоречиях, их развитии и преодолении в процессе общения субъектов коммуникативного процесса переживает этап становления.

Педагогическая конфликтология - ее составная часть. Успешная разработка ее проблем предполагает интеграцию педагогики с другими науками, в первую очередь, с социальной, возрастной и педагогической психологией.

Особое значение в этом плане имеет изучение истории развития идей и опыта педагогической конфликтологии, ее диагностического и исследовательского инструментария.

Если в общей конфликтологии диагностикой и типологизацией конфликтов занимаются профессионально подготовленные и прошедшие специализацию в данной области социологи и психологи, то в отечественной системе педагогического образования педагогическая конфликтология и педагогическая диагностика еще не заняли достойного места в педвузах и колледжах, в системе повышения педагогической квалификации.

В результате при обилии рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов на первый план выступает потребность в усилении диагностической составляющей профессионально-педагогической деятельности, которая является слабым звеном в общей и, особенно, в педагогической конфликтологии.

При обилии литературы о конфликтах, о педагогическом общении, об адаптации учащихся в образовательных учреждениях (ОУ), публикуемые материалы в основном носят общетеоретический характер, в них редко предлагаются конкретные методики для исследования и анализа конфликтов.

Проблемы диагностики конфликтов затрагиваются в работах Белкина А.С. (1979,1991), Васильева Э.Ю. (2002,2003), Волкова В.Н. (1989,1994), Гришиной Н.В.(1993,2000), Драгуновой Т.В.(1972), Молодцовой Т.Д. (1997,1999) и др.

Но имеющиеся в этих исследованиях разработки при их достаточно высоком качестве носят, преимущественно, прикладной характер, ориентированы на изучение и решение сугубо конкретных проблем конфликтов обучающихся и педагогов.

В то же время вопросы методологии и технологии конструирования и экспертизы качества инструментария диагностики конфликтов разного типа остаются вне поля зрения исследователей, что сдерживает процесс перевода его создания с любительского на профессиональный уровень в соответствии с уже сложившимися требованиями к конструированию и экспертизе профессиональных методик, пригодных для дальнейшей стандартизации.

Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов.

При организации процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении также необходимо большое внимание уделять вопросам снижения уровня конфликтности между подростками и педагогами. Особенно это касается аспектов проведения учебного занятия и механизма оценивания учащихся.

Между тем в условиях осуществления реформы системы народного образования оптимизация социально-психологических процессов в образовательных учреждениях может стать одним из важных источников повышения эффективности обучения и воспитания молодежи.

Исходя из сказанного, мы поставили в данной работе следующую задачу: вскрыть основные факторы, влияющие на конфликтность в образовательном коллективе среднего профтехучилища № 71.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили позиции ведущих специалистов в области системно-структурного подхода (Грушин Б.А., Каган М.С.); методологов педагогических исследований (Бабан6ский Ю.К, Краевский В.В., Черепанов В.С.); теоретиков гуманизации педагогического процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Сериков В.В.); работы ведущих ученых по общей конфликтологии (Агеев А.В., Берн Э., Бородкин Ф.М., Гришина Н.В., Здравомыслов А.Г. и др.), по диагностике и профилактике конфликтов в системе образования (Белкин А.С., Волков В.Н., Драгунова Т.В., Молодцова Т.Д., Рыданова И.И. и др.), работы специалистов по психодиагностике (Анастази А., Бурлачук Л.В., Гильбух Ю.З., Гуревич К.М., Шевандрин Н.И. и др.), концепции методологии и технологии педагогической диагностики (Белкин А.С., Карпова Г.Ф., Кочетов А.И., Михайлычев Е.А.).

Основные методы исследования: историко-педагогический анализ источников по классической и экспериментальной педагогике, структурно-функциональный анализ тезауруса общей и педагогической конфликтологии; анализ описаний диагностических методик; наблюдение за конфликтными ситуациями, экспертный опрос.

При этом базу исследования составили:

- контрольная группа (секретари) в количестве 14 человек и экспериментальная группа - операторы почтовой связи в количестве 18 человек.

Список литературы

1. Афонькова В. М. Конфликт в процессе воспитания школьников // Вопросы коммунистического и социалистического воспитания. М., 1973. С. 7-9.

2. Басова В. М. Психолого-педагогический анализ конфликтов в юношеских коллективах //Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. С. 27-28.

3. Вайсман Р. С. К вопросу об эффективности малых групп // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 74-92.

4. Голубева Н. В. Некоторые социально-психологические факторы работы руководителя // Руководство и лидерство. Л., 1973. С. 37-45.

5. Гришина Н. В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология - производству и воспитанию. Л., 1977. С. 19-24.

6. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. № 4. С. 23-31.

7. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 33-39.

8. Жук Б. К., Храмов В. О. Некоторые вопросы формирования производственного поведения // Проблемы формирования нового человека в производственном коллективе. Днепропетровск, 1975. С. 32-38.

9. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979. 254 с.

10. Козлова Т. З., Шаленко В. Н. Конфликтные ситуации в структуре социально-психологического климата научного коллектива // Планирование и управление в научных коллективах. М., 1981. С. 93-109.

11. Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 319-343.

12. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 126- 143.

13. Труд руководителя. М., 1976. 358 с.

14. Ханин Ю. Я. Межличностный конфликт в спортивно-игровой деятельности // Теория и практика физической культуры. 1976. № 7. С. 11 - 14.

15. Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М., 1984. 192 с.

16. Шепель В. М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение. М., 1978. 120 с.

17. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 240 с.

18. Ященко М. М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников // Сов. педаг. 1969. № 8. С. 26-36.

19. Яловецкая Л.Г. Источники истории педагогической конфликтологии /Материалы научных трудов "Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения". Часть I.- Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2005 (0,3 п.л.).

20. Яловецкая Л.Г. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Методические рекомендации учителям. - Норильск: Издательство Управления образования администрации г.Норильска, 2004 (5,6 п.л.).

Примечания:

Примечаний нет.