ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 56  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Конфликт как социальная проблема 5

1.2. Типы и функции конфликтов 9

1.2.1. Внутриличностный конфликт 13

1.2.2. Межличностный конфликт 17

1.2.3. Конфликт между личностью и группой 20

1.2.4. Межгрупповой конфликт 21

1.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 22

1.4. Личностные источники (причины) конфликтов 25

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 28

2.1. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение 28

2.2. Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 30

2.3. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях 33

2.4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта 38

2.4.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности 38

2.4.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей 39

2.4.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики ее развития 41

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

БИБЛИОГРАФИЯ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по како¬му-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. В любой исторический период, особенно на современном этапе, конфликты играют негативную роль, что определяет актуальность выбранной темы.

Среди наших соотечественников видное место в 1920 годах в исследовании проблемы конфликта принадлежит Л.Н. Толстому, автору теории непротивления злу насилием. В 1924 г. Публикуется научный труд по проблеме конфликта П.О Гриффина и М.И. Могилевского. Среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ века выделяют подходы: психоаналитический – основоположником является З. Фрейд, он занимался внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного; социотропное исследование - К. Хорни, Э. Фромм и Г. Салливен считали основной причиной конфликтов недостаток доброжелательности со стороны близких людей. Представители «поведенческого направления» (А. Басс, А. Бандура) ищут причины в социальном окружении, которое изменяет эти качества. В соответствии с теорией социометрии, разработанной Джекобом Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.

Целью данного исследования является определение психологических условий предупреждения конфликтных ситуаций.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Анализ литературы по выбранной теме.

2. Изучение понятия конфликта в психологии.

3. Анализ основных типов и функций конфликтов.

4. Определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

5. Изучение вариантов предупреждения конфликтных ситуаций.

6. Исследование причин возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.

7. Представление выводов и рекомендаций по предупреждению конфликтных ситуаций.

Предметом данного исследования являются конфликтные ситуации в коллективе. Объект исследования – трудовой коллектив ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект.

Гипотеза исследования: возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. В первых двух главах (теоретических) автор рассматривает типы и функции конфликтов, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Третья глава посвящена исследованию индивидуальных качеств личности и определение социально – психологического климата в коллективе.

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы. М.: Изд – во МГУ, 1990. 240 с.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. Казань, 1992. С. 142.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 1999.

4. Бандура А. Теория социального научения. СПб, 2000.

5. Бодалев А.А. Психология общения. Москва – Воронеж, 1996.

6. Бородкин Ф.М., Корякин Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ,1968.

8. Вечер Л.С. Секреты делового общения. М., 1996.

9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004.

10. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Диссертация доктора психологических наук, СПб., 1995.

11. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ. Киев. 1991.

12. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

13. Журавлев А.Л. , Рубахин В.Ф., Шарин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976.

14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М., 1990.

16. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1988.

17. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.

18. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М., 1995.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

20. Ломанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: Диссертация канд. Психол. Наук. М., 1998.

21. Лукьянов Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск, 1986.

22. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

23. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

24. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. основы менеджмента. М., 1992.

25. Немов. Р.С. Психология. В 3-х книгах, 3 книга. Психодиагностика. М.: 2000.

26. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.

27. Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под редакцией В.Н Кудрявцева. М. 1997.

28. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.

29. Пенков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения. М., 1972.

30. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека: Технологическая школа бизнеса. М., 1993.

31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:Политиздат, 1982.

32. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1978.

33. Робинсон Д. Добейся от людей лучшего. М., 1994.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.

35. Секреты умелого руководителя. М., 1991.

36. Серова Л.Г. Тесты для отбора персонала / Серия «Психологический практикум». Ростов н/Дон: «Феникс», 2003 – 256 с.

37. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления, Киев, 1991.

38. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. Минск, 1990.

39. Социальная психология.: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.

40. Спиллейн М. Создайте свой имидж. / Пер. с англ. М., 1996. С. 166.

41. Стешов А.В. Как победить в споре: о культуре полемики. Л., 1991. С. 191.

42. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

43. Съедин С.И. Основы управления. М.: 1996.

44. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.

45. Чернышев А.С. лабораторный эксперимент в социально – психологическом изучении организованности коллектива // психол. журн. Т.1. 1980. №4. С. 84-94.

Примечания:

Примечаний нет.