Сущность конфликта и решение конфликтных ситуаций

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 80  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы изучения конфликта и конфликтных ситуаций 5

1.1. Сущность, предмет и объект конфликта 5

1.2. Функции и причины конфликтов 10

1.3. Стадии и фазы развития конфликта 18

1.4. Типы конфликтов и структура конфликтных ситуаций 24

1.5. Проблема типологии и классификация конфликтов 32

Глава 2. Анализ разрешения конфликтных ситуаций 39

2.1. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации 39

2.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций 51

2.2.1. Структурные методы 53

2.2.2. Сглаживающие методы 55

Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями 58

3.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами 58

3.2. 4-шаговый метод улучшения взаимоотношений 59

Заключение 75

Библиографический список 77

Введение

Характерной чертой трансформации общественного сознания в России является разрушение единой идеологии, единого политико-экономического пространства. Это способствует появлению такой ситуации, которая позволяет самому человеку (группе людей) выбирать и защищать те основания, на которых будут строиться отношения с миром, с другими, с собой, имеется в виду основания мировоззренческого и морально-этического плана. Сознательное возвращение к этим основаниям позволяет обнаружить и объяснить многие поступки и действия человека (или социальной группы) в конфликтной ситуации или в ситуации высокой степени неопределенности. Так как именно в этих ситуациях стихийно, а потому наиболее ярко предъявляются глубинные ценности, часто скрытые за фасадом приобретенных и окультуренных внешних форм взаимодействия между людьми и социальными группами.

У большинства людей слово конфликт вызывает малоприятные ассоциации. Вряд ли найдется хоть один человек, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации. О конфликте - даже не употребляя это слово - писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. История человечества показывает, что конфликты существовали всегда и, увы, без них невозможно обойтись. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении многих веков.

Цель: исследование сущности конфликта и решение конфликтных ситуаций.

Актуальность. Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении разнообразнейших конфликтных ситуаций - от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой отрасли знаний о конфликтах и способах их урегулирования - конфликтологии.

Актуальными на сегодняшний день становятся задачи разработки технологий диагностики конфликтов, принципов и методов профессионального вмешательства в конфликт с целью оказания помощи управленческим кадрам в принятии решений, связанных с управлением, профилактикой и сохранением социально - позитивных конфликтов. Но эти разработки должны быть результатом не только теоретического разума, к ним должно быть привлечено внимание всего общества и каждого человека. Ибо взаимодействия конфликтующих сторон должны быть подчинены тем социальным технологиям, которые осознаны и приняты как социальные и правовые нормы общества в целом.

Предмет - конфликт и конфликтная ситуация.

Объект - межличностное общение.

Задачи:

1. Обзор литературы по изучаемой проблеме;

2. Охарактеризовать понятие конфликтной ситуации, конфликта;

3. Раскрыть виды конфликта;

4. Произведен анализ конфликтных ситуаций;

5. Даны рекомендации по управлению конфликтами.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998

2. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. - М., 1991

3. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992

4. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. - М., 1984

5. Барлас Т. В. Популярная психология: от конфликтов к обретению "Я". - М., 1997

6. Белкин А. С., Жаворонков В. Д, Зимина Ц. С. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург, 1995

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,1988

8. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994

9. Бородкин Ф. М., Коряк Н.М. Внимание конфликт!- Новосибирск, 2002

10. Генов Ф. Психология управления: основные проблемы. - М., 1982

11. Гришина Н.В. Если возникает конфликт…// Психология в управлении. - Л., 1983. - С. 37 - 55

12. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990

13. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1998

14. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру.- СПб, 1997

15. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 2000

16. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев, 1987

17. Егидес А. Лабиринты общения. - М., 1999

18. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - СПб., 2000

19. Зазыкин В.Г. Методические разработки по теме: "Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе". - М., 1988

20. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону, 1999

21. Здравомыслов Л. Г. Социология конфликта. - М., 1996

22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, 2001

23. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981

24. Ильин В. И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт. - 1993. - №3. - С. 23-26

25. Кабаченко Т.С. Психология управления. - В 2 ч. - М., 1997

26. Кибанова А. Я. Управление персоналом - М., 2003

27. Kopнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992

28. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество.- Белгород, 1997

29. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) М., 1999

30. Конфликтные ситуации: Методические указания. - Красноярск, 1996

31. Конфликты и согласие в современной России. - М., 1998

32. Линчевский 3. Контакты и конфликты. - М., 2000

33. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. - М., 1987

34. Люблинская А.А. Система отношений - основа нравственного отношения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 74 - 83

35. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996

36. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения. - М., 1986

37. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. - Л., 1990

38. Мироненко В.В., Носатов В.Т. Личностные конфликтные ситуации и общее в характеристике их разрешения. - М., 1978. - Т. III, вып. 1. - С. 56 - 58 с.

39. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 1997

40. Основы конфликтологии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1997

41. Петровская Л. А. Компетентность в общении.- М.,1990

42. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М., 2001

43. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления - М., 1986

44. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - М., 2003

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999

46. Савченко Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1993

47. Скотт Г. Дж. Конфликты: пути преодоления. - Киев, 2000

48. Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 2000

49. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, М., 2001

50. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001

51. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов н /Д., 2005

52. Съедин С. И. Основы управления. - М., 1996

53. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984

54. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М., 1998

55. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М., 1998

56. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996

57. Хрестоматия по социальной психологии / Ред. Т. В. Кутасова. - М., 1994

58. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни. - Минск, 1997

59. Цибульская М. В. и др. Конфликтология. - М., 1998

Примечания:

Примечаний нет.