Конституционно-правовая ответственность в отдельных сферах общественных отношений

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 65  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика конституционно-правовой ответст-венности

1.1. Понятие, признаки и сущность конституционно-правовой от-ветственности

1.2. Конституционный деликт как основание конституционно-правовой ответственности

1.3.Субъекты конституционно-правовой ответственности

1.4. Конституционно-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: понятие, особенности, классификации

Глава 2. Конституционно-правовая ответственность в отдельных сферах общественных отношений

2.1. Физические лица как субъекты конституционно-правовой от-ветственности

2.2. Конституционно-правовая ответственность в рамках принципа разделения властей

2.3. Субъекты федерации и государственно-автономные образования как субъекты конституционно-правовой ответственности

2.4. Органы местного самоуправления как субъекты конституцион-но-правовой ответственности

Введение

Юридическая ответственность - это важнейший институт любой пра-вовой системы, один из существенных признаков права, необходимый эле-мент механизма его действия. В связи с этим вопросы юридической ответст-венности занимают одно из центральных мест в теории права и в отраслевых юридических науках. Актуальна проблема ответственности и для конституционного права, которое обладает своим собственным потенциалом обес-печения действенности своих норм - институтом своей отраслевой консти-туционно-правовой ответственности. Конституционно-правовая ответствен-ность, рассматриваемая в исследовании как вид юридической ответственно-сти, может быть использована для решения такой важной задачи как охрана конституционного строя.

Становится очевидным, что конституционно-правовые нормы нуждаются в адекватной системе собственных средств защиты своих предписаний. Кроме того, в некоторых случаях конституционно-правовые санкции исполь-зуются для обеспечения норм других отраслей права.

По мнению Г. В. Ф. Гегеля, обеспечение государства и тех, кто находит-ся под его управлением, от злоупотреблений властью ведомствами и чиновниками заключается непосредственно в их иерархии и ответственности. Из всех видов юридической ответственности именно конституционно-правовая ответственность наиболее полно соответствует этой роли .

Конституционно-правовая ответственность может выступать мощным и надежным инструментом поддержания в стране необходимого правового по-рядка, утверждения режима законности, что является неотъемлемым услови-ем укрепления и развития демократии. Эффективность конституционно-правовой ответственности зависит от целого ряда условий - прежде всего от того, насколько четко законодательно определены все ее элементы, а также в какой мере правовое регулирование ответственности соответствует общест-венным потребностям и интересам.

Анализ проблем конституционно-правовой ответственности показывает, что в юридической науке в недостаточной степени разработана ее концепция, отсутствует четкий характеризующий ее категориальный аппарат. Все это негативно сказывается на правовом регулировании конституционно-правовой ответственности, уровень которого следует признать низким. Как следствие, в России сегодня в большинстве случаев нарушения конституци-онно-правовых норм, к сожалению, не влекут за собой никаких неблагопри-ятных последствий для субъектов, их совершивших. Отечественным законо-дателем в отношении конституционного права, как правило, игнорируется принципиальное положение о том, что право без ответственности деклара-тивно. В российском законодательстве не применяется термин "конституци-онно-правовая ответственность", хотя в конституционных актах некоторых зарубежных стран он используется. Это свидетельствует о том, что роль кон-ституционно-правовой ответственности недооценивается. Очевидна слабость законодательного регулирования конституционно-правовой ответственности в России, в особенности процедурных норм, регламентирующих применение мер ответственности. Конечно, такое положение нельзя признать удовлетво-рительным. Должен быть установлен четкий правовой механизм реализации конституционно-правовой ответственности, который обеспечивал бы эффек-тивное исполнение всеми субъектами конституционно-правовых отношений их конституционной обязанности - соблюдение Конституции и законов и недопущение не соответствующего им поведения. Однако при отсутствии за-крепления в законодательстве конституционно-правовой ответственности невозможно развитие теории и практики юридической ответственности в конституционной сфере.

Конституционно-правовая ответственность должна приводить в норму поведение субъектов конституционно-правовых отношений в случаях, когда в правоприменительной деятельности обнаруживаются дефекты, обуслов-ленные их недопустимым с точки зрения конституционного права поведени-ем. Этот вид ответственности служит важным средством обеспечения кон-ституционно-правовых норм. Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя есть, прежде всего, ответст-венность власти, в том числе за состояние законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должност-ных лиц. При этом важно, чтобы объемы их прав и обязанностей, с одной стороны, и ответственности, с другой стороны, были сбалансированы и на-ходились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотно-ситься с мерой ответственности.

В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию ин-ститутов охраны и защиты Конституции Российской Федерации, превращению конституционного права в эффективно действующую отрасль.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответ-ственности// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.,2001.

2. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность//Советское государство и право.1975.№10.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современ-ность.М.,1997.

4. Авакьян С.А. Санкции в советском государственном праве// Совет-ское государство и право.1973.№11.

5. Авакьян С.А. Федеральное собрание- парламент России.М.,1999.

6. Авакьян С.А., Арбузкин М.А., Аринин А.Н.Федеральное вмешатель-ство: концепция и проект федерального закона// Вестник Московского уни-верситета. Сер.11.Право.2000.№6.

7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

8. Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы// Правоведение.2000.№4.

9. Бауэр Х. Верность федерации как определяющий принцип герман-ского федерализма // Конституционное право: восточноевропейское обозре-ние. 2003. №3.

10.Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.

11.Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года// Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1996.№ 2

12.Виноградов В.А. О конституционной деликтности законодательства субъектов Российской Федерации // Конституционное законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы совершенствования и использо-вания в преподавании. М., 2001.

13.Витрук Н.В. Конституционный принцип "верности федерации" в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Конституцион-ное право: восточноевропейское обозрение.2003.№3.

14.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в Российской Федера-ции. М., 1997.

15.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

16.Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т.VIII. СПб., 1903.

17.Домрин А.Н. Федеральная интервенция: особенности правового ре-гулирования в зарубежных странах // Журнал российского права. 1998. №3.

18.Домрин А.Н. Чрезвычайные полномочия президента США в отноше-нии субъектов федерации // Представительная власть - XXI век: законода-тельство, комментарии, проблемы. 2000. №1.

19.Жученко А.А. Способы обеспечения соответствия конституций рес-публик федеральной Конституции // Конституционно-правовая ответствен-ность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

20.Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980.

21.Карпов Д.В. Конституционно-правовая ответственность судей // Кон-ституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.,2001.

22.Колосова Н.М. Конституционная ответственность Российской Феде-рации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Феде-рации. М., 2000.

23.Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. №2.

24.Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы, теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2000. №2.

25.Кондрашев А.А. Некоторые проблемы разработки конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Конституци-онно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

26.Конституции государств Европы. М., 2001. Т.1;3.

27.Конституция Российской Федерации: Научно-практический коммен-тарий. М., 1997.

28.Конституция США: история и современность / под ред. А.А. Миши-на. М., 1988.

29.Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1914.

30.Краснов М.А. Проблемы ответственности в местном самоуправлении // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998.

31.Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993. №6.

32.Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоре-тические проблемы). М., 1981.

33.Ливеровский А.А. Конституционно-правовая ответственность как элемент статуса субъекта Российской федерации // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

34.Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российско-го права. 2002.№9.

35.Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации конституции // Право и жизнь. 1992. №1,2.

36.Нестеренко А.В. Граждане Российской Федерации как субъекты кон-ституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

37.Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник докладов. М, 1998.

38.Пономарев С.А. Ответственность за нарушения бюджетного законо-дательства // Государство и право. 1999. №2.

39.Сергеев А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Конституционно-правовая ответствен-ность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

40.Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные правонаруше-ния. Тюмень, 1998.

41.Смирнова Е.С. Проблемы конституционно-правовой ответственности в институте гражданства // Конституционно-правовая ответственность: про-блемы России, опыт зарубежных стран. М.,2001.

42.Тихомиров Ю.А. Конституционные нормы // Теоретические основы Советской Конституции. М., 1981.

43.Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

44.Филиппов Н.К. Институт федерального вмешательства как форма конституционно-правовой ответственности федеральной власти // Конститу-ционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.

45.Фридмэн Л. Введение в американское право. М.,1993.

46.Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995.№ 7.

Примечания:

Примечаний нет.