НАУЧНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГД РФ ЕЁ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 105 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Содержание |
Введение………………………………………………………………….. 3 Глава I. Историко-правовой аспект формирования парламентаризма в России ……………………………………………………………………. 7 §1. Фрагменты возникновения и развития представительного института Российского государства …………………………………… 7 §2. Подборка кадров для обеспечения нормативности подготовки, регистрации и направления законопроекта в комиссию, комитет по специализации …………………………………………………………… 22 Глава II. Парламентская регламентация комиссий и комитетов Государственной Думы………………………………………………… 41 §1. Законодательство России об инициативности субъектов права, правовая и лингвистическая экспертизы законопроектов при рассмотрении в первом чтении………………………………………… 41 §2. Обязанности комиссий и комитетов по оформлению поправок к законопроекту для обсуждения во втором и третьем чтениях ……….. 71 Глава III. Пути улучшения работы комиссий и комитетов в законотворческом процессе …………………………………………… 84 §1. Улучшение деятельности комиссий и комитетов ……………….. 84 §2. Взаимодействие комиссий и комитетов со вспомогательными органами ГД РФ …………………………………………………………. 88 Заключение………………………………………………………………. 92 Библиография……………………………………………………………. 98 |
Введение |
Тема законотворчества как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. О.Н.Булаков отмечает, что некомпетентность, спешка законодателя, пренебрежение научными основами законопроектной работы - все это может негативно сказаться на правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Некоторые ученые полагают, что можно выделить две стадии законотворчества - правовое регулирование по существу и само техническое построение закона. Есть и иное мнение: обе эти стадии - просто техническая разработка закона. Другие ученые делят законотворчество на стадии внешней и внутренней законодательной техники, что, думается, соответствует законодательной процедуре и приемам законодательной техники. Существует взгляд на деление законодательной техники в широком и узком смысле, где под первым подразумевается сама наука законотворчества, а под вторым - лишь средства и приемы построения норм. В процессе правотворчества используются данные не только правовой науки, но и достижения других наук, которые необходимо обобщить, тщательно проанализировать, и только после этого можно вести речь о подготовке проекта нормативного правового акта. Создание последнего - сложный, серьезный и ответственный творческий процесс. Процедура конструирования закона кропотливая и трудоемкая. Ее выполнение для неподготовленного человека представляется явно трудноразрешимой задачей. Можно выделить основные направления разрешения данной проблемы. В первую очередь необходимо определить предмет правового регулирования, чтобы исключить возможные пробелы в законодательстве и не допустить коллизии, потом привлечь к законопроектной работе не только ученых-юристов, но и ученых, работающих в различных областях знаний. Большое значение имеет изучение мирового опыта аналогичного правового регулирования. Главным этапом представляется подготовка специалистов, не просто знающих процедуру подготовки закона, а свободно владеющих вопросами законодательной техники, иначе говоря, умеющих конструировать закон. Законодательный процесс в Российской Федерации после принятия Конституции и формирования палат Федерального Собрания изменился по сравнению с предыдущим периодом деятельности представительных органов власти СССР, РСФСР и Российской Федерации. Несмотря на то, что на всех стадиях законодательного процесса в целом реализован накопленный опыт законотворческой деятельности, возникли дополнительные сложности, связанные, прежде всего, с тем, что палаты Федерального Собрания осуществляют свою деятельность раздельно друг от друга. Законодательный процесс в Российской Федерации имеет несколько стадий: а) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (как форма реализации права законодательной инициативы); б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо полное или частичное отклонение; в) одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение; г) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; д) опубликование закона. Кроме того, существует несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона: а) обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; б)обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; в) обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента. Особый порядок установлен Конституцией для принятия федеральных конституционных законов, для изменения и дополнения Конституции. Чтобы нормативный акт был действующим и эффективным, он должен отвечать определенным требованиям: соответствовать объему и характеру компетенции правотворческого органа, издающего данный акт, Конституции и законам РФ, актам федеральных органов исполнительной власти и отвечать основным правилам законодательной техники. Если акты не отвечают таким требованиям, они не могут быть реализованы в достаточной мере. Научно-правовое обеспечение подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса, несомненно, нуждается и в совершенствовании. Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения вопросов, касающихся научно-правового обеспечения подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса. Кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяют им известные ученые-правоведы: Г.Е.Авилов, Г.А.Иванов, С.Г.Ляпунов, Г.П.Макаров, А.Л.Маковский, А.Ф.Ефимов, Н.В.Стрючкова, А.И.Тихенко, О.Ю.Шилохвост, А.А.Рубанов, О.М.Козырь, К.Б.Ярошенко и многие другие. Объектом исследования являются обеспечение подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса. Предметом - научно-правовое обеспечение подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса. Цель работы - рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы правового регулирования научно-правового обеспечения подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: -исследовать историко-правовой аспект формирования парламентаризма в России; -показать фрагменты возникновения и развития представительного института Российского государства; -проанализировать особенности подборки кадров для обеспечения нормативности подготовки, регистрации и направления законопроекта в комиссию, комитет по специализации; -исследовать парламентскую регламентации комиссий и комитетов ГД РФ; -охарактеризовать законодательство России об инициативности субъектов права, правовую и лингвистическую экспертизы законопроектов при рассмотрении в первом чтении; -уделить внимание анализу обязанностей комиссий и комитетов по оформлению поправок к законопроекту для обсуждения во втором и третьем чтениях; -рассмотреть пути улучшения работы комиссий и комитетов в законотворческом процессе; -проанализировать взаимодействие комиссий и комитетов со вспомогательными органами ГД РФ; -сформулировать выводы и предложения по теме исследования. Для решения указанных задач предполагается использование логического и исторического методов исследования рассматриваемых вопросов. |
Список литературы |
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93. "Российская газета", N 237, 25.12.93 2. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996г. N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"(с изменениями от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г., 7 ноября 2005 г., 15 июля 2008 г.) // СЗ РФ от 15 апреля 1996 г. N 16 ст. 1842 3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 18, 19 января, 15 марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2 апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24 марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля, 10 ноября 2004 г., 2, 18 февраля, 2, 30 марта, 10, 17 июня, 8 июля 2005 г., 10 марта, 17 ноября 2006 г., 20, 27 апреля, 14 июня, 9 октября, 24 декабря 2007 г., 16 января, 6 февраля, 2, 25 апреля, 21 мая, 11 июня 2008г.) //Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801 4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 718-5 ГД "О проекте федерального закона N 67230-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3178 5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 724-5 ГД "О проекте федерального закона N 461867-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3184 6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 726-5 ГД "О проекте федерального закона N 504300-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3186 7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2008 г. N 38-5 ГД "Об избрании заместителей председателей комитетов Государственной Думы и заместителей председателя Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики"// СЗ РФ от 21 января 2008 г. N 3 ст. 154 8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 января 2008г. N 52-5 ГД "Об изменении в составе Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству"// СЗ РФ от 4 февраля 2008 г. N 5 ст. 342 9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2008г. N 68-5 ГД "Об изменении в составе Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы" // СЗ РФ от 4 февраля 2008 г. N 5 ст. 347 10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 апреля 2008 г. N 384-5 ГД "Об избрании председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и о внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об избрании председателей комитетов Государственной Думы и председателя Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики"// СЗ РФ от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1780 11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2008 г. N 535-5 ГД "Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы"// СЗ РФ от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 25 12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2008 г. N 536-5 ГД "О заместителях председателей некоторых комитетов Государственной Думы"// СЗ РФ от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 25 13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 687-5 ГД "О заместителе председателя Комитета Государственной Думы по энергетике" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст.31 14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2008г. N 764-5 ГД "О Федеральном законе "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией уголовной полиции - Интерполом о привилегиях и иммунитетах во время заседания Исполнительного комитета и сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проводимых в г.Санкт-Петербурге с 4 по 10 октября 2008 г." (проект N 73445-5)" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3223 15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 июля 2008г. N 791-5 ГД "О заместителе председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству"// СЗ РФ от 14 июля 2008 г. N 28 ст.3313 16. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 февраля 2004г. N 54-IV ГД "О признании утратившим силу постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об обеспечении деятельности комитетов Государственной Думы, Мандатной комиссии Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе"// СЗ РФ от 16 февраля 2004г. N 7 ст.484 17. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июня 2001 г. N 1691-III ГД "Об отчете рабочей группы по установлению истинных причин неплатежеспособности предприятий народного хозяйства и их устранению при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству" // СЗ РФ от 9 июля 2001 г. N 28 ст. 2843 18. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 сентября 1998 г. N 2981-II ГД "О Федеральном законе "О ратификации Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета"// СЗ РФ от 28 сентября 1998 г. N 39 ст. 4870 19. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2002 г. N 2514-III ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму П.А.Рожкову и Президенту Олимпийского комитета России Л.В.Тягачеву о ситуации с российскими спортсменами на международных соревнованиях"// СЗ РФ от 4 марта 2002 г. N 9 ст. 920 20. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2002 г. N 2761-III ГД "О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 апреля 2002 года N 2586-III ГД "О председателях комитетов Государственной Думы и председателе Мандатной комиссии Государственной Думы"// СЗ РФ от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2039 21. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2004г. N 17-IV ГД "О численном составе Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам"// СЗ РФ от 26 января 2004г. N 4 ст. 2 22. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 июня 2006 г. N 3255-IV ГД "О порядке работы Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам в период с 18 по 25 июня 2006 года"// СЗ РФ от 26 июня 2006 г. N 26 ст. 28 23. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490) // www.garant.ru Литература 1. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского Парламента в современном законодательном процессе, "Журнал российского права", N7, 2008 2. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. С.30 3. Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". М. 2008 4. Агешкина Н.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". М, 2007 5. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 3-е изд., изм. и доп. - М.; 2003 7. Булаков О Регламентное регулирование статуса парламента (сравнительный анализ)// "Российская юстиция", N 1, 2004 8. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К., Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, 2003 9. Глушко Е.К. К вопросу о парламентаризме в дореволюционной России // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992 10. Гранкин И.В., Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования //"Журнал российского права", N 8, август 2005 11. Грацианский П.С. Конституционные идеи и проекты в России // История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983 12. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб.: Альфа, 1996 13. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики - СПб.: 2002 14. Злобина Е.А., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005г. N32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". - М. Норма. 2007 15. Исаков В., "Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения" //"Российская юстиция", 1997, N 7 16. История отечественного государства и права/Под ред. О.И. Чистякова. М., 1992 17. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". - М. 2006 18. Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". М. 2006 19. Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право", N 7/8 июль - август 2002. С.9-11 20. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее - Волтерс Клувер, 2006 21. Комарова В.В. Динамика процесса формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации//Право и политика. 2002. N 2 22. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).М. 2006 23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И.Шкатуллы - М."Норма", 2007 24. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Научно-практический /Под редакцией Ю.А. Дмитриева, д.ю.н., проф., чл.-корр. РАО, А.А. Молчанова, д.ю.н., проф.). - М.: "Деловой двор", 2008 25. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999 26. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995 27. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) // www.garant.ru 28. Кузнеченкова, В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий //"Журнал российского права", N 1, 2005 29. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // "Журнал российского права", N 4, 2003 30. Памятники русского права. Вып. первый/Под ред С.В. Юшкова. М., 1952 31. Парламентское право России: Курс лекций //Под общ. ред. д.ю.н. О.Н.Булакова. М. "Юстицинформ", 2007 32. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Л.А.Окунькова) - "БЕК", 1994 33. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984 34. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - М. "Норма". 2007 35. Софроненко К.А. Соборное уложение 1649 года - кодекс русского феодального права. М., 1958 36. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996 37. Туранин В.Ю. Экспертиза законопроекта: новые возможности, //"Российская юстиция", N 1, 2007 38. Юридическая энциклопедия/Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001 39. Юртаева Е.А. Технический регламент как федеральный закон: от идеи к практике// "Законодательство", N 9, 2006 40. Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1961 |
Примечания: |
Примечаний нет. |