ОЦЕНКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РОЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления и федеративных отношений 6

1.2. Законодательное обеспечение федеративных отношений 10

1.3 Влияние местного самоуправления на развитие федеративных отношений 20

2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 29

2.1 Обзор развития местного самоуправления в России 29

2.2 Типология органов МСУ. Пути совершенствования деятельности МСУ и его влияний на развитие федеративных отношений в России 42

2.3 Концепция развития МСУ в России (Комиссия Козака) 57

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере России и Франции) 61

3.1 Модели местного самоуправления в России и Франции 61

3.2 Проблемы обеспечения финансово-экономической самостоятельности МСУ 67

3.3 Антикризисные меры в муниципальных образованиях 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Введение

Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации сегодня можно отнести к общественно значимым в среде публичного управления. Конституция России закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как форму народовластия, что обусловило важность данного явления. Оно предполагает достаточно широкое участие населения в управлении делами общества. Всегда, когда происходят дискуссии о федерализме, кто-то обязательно ставит философский вопрос: нужен ли федерализм России? Такие вопросы ставить полезно, но при этом надо отдавать себе отчет, что федерализм уже стал реальностью российской жизни. Учреждение федерализма именно в его этническом оформлении не было случайным выбором большевиков. Накануне революции федерализм присутствовал в программах буквально всех партий, за исключением кадетов. Это должно было оказаться судьбой России, как многонациональной страны. Поэтому спорить о том, нужен федерализм или нет, не имеет большого смысла. Этот вопрос обращен не к нам, а к нашим предкам.

Современное развитие федеративных отношений, новые тенденции развития всей страны усиливают роль органов местного самоуправления в целом и на развитие федеративных отношений. На уровне местного самоуправления продекларировано разделение властей, что ранее отсутствовало в законодательстве о местном самоуправлении.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что исключительно важную роль в системе сдержек и противовесов, характерной для устойчивой модели Федерации, играет местное самоуправление. Без укрепления местного самоуправления, с одной стороны, и без введения эффективной системы контроля и надзора за местным самоуправлением, с другой, невозможно выстроить нормальную систему федеративных отношений. Потому что, если этого не сделать, то начнется перекос – власть опять будет сконцентрирована на региональном уровне. А это крайне неустойчивая модель Федерации.

До сих пор не выстроены многие финансовые и экономические институты, необходимые для создания эффективного федерализма. Не существует до сих пор сколько-нибудь внятной, прозрачной и четкой модели финансового выравнивания как на федеральном уровне между центром и регионами, так и между регионами и местным самоуправлением.

Федерализм, местное самоуправление, система децентрализации, разделения властей и так далее – все это очень ценные явления, которые многократно апробированы мировым опытом .

Целью дипломного исследования является дать оценку конституционно-правовой деятельности местного самоуправления в развитии федеративных отношений.

В ходе работы решались следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ роли местного самоуправления в развитии федеративных отношений;

- определение влияния местного самоуправления на развитие федеративных отношений;

- разработка путей совершенствования деятельности местного самоуправления в России и его влияния на развитие федеративных отношений;

- проведение сравнительного анализа системы местного самоуправления в России и Франции.

Объектом дипломной работы является деятельность органов местного самоуправления.

Предметом дипломной работы является процесс влияния органов местного самоуправления на развитие федеративных отношений и его конституционно-правовая оценка.

В дипломной работе использовались учебные пособия по региональной экономике и региональному управления, развитию федеративных отношений, социального управления, нормативно-правовые источники Российской Федерации, а также труды следующих авторов: Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, И.Н.Барцица, Л.Ф.Болтенковой, С.Д. Валентея, А.А. Галкина, В.К.Егорова, В.В. Иванова, K.B. Калининой, А.Д. Керимова, Е.И.Козловой, B.C. Крылова, О.Е.Кутафина, В.Н. Лысенко, А.А. Мацнева, Н.П. Медведева, В.А.Михайлова, М.В.Столярова, И. А. Умновой, П.А.Федосова, В.А.Черепанова, В.Е. Чиркина и других авторов. Особенное внимание уделено использованию труда Рамазана Абдулатипова «Федеративные отношения и местное самоуправление», материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

При написании работы использовались методы анализа и синтеза, сочетания индукции и дедукции, аналитических группировок, математические методы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих темы работы, заключения и списка используемой литературы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Доклад ВСМС МСУ - ресурс развития страны. Под редакцией Председателя ВСМС, депутата Государственной Думы РФ. В.В. Гальченко, М., 2007

Учебная литература:

1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М.:, 1996.

2. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности мест¬ного самоуправления. — М.: БЕК, 2006.- 201с.

3. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М.:БЕК, 2006. – 324с.

4. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. ? М.: Овал, 2005. – 209с.

5. Кузин М.В. Политология, - М.:Овал, 2002. – 324с.

6. Правовые основы местного самоуправления: сборник задач./Сост. О.С. Поддубная – М.: МИЭМП, 2007. – 64 с.

7. Ровнейко Р.В. Региональная экономика, - М.:Гардарика, 2006. – 385с.

8. Ящук Г.У. Региональная экономика, - СПб.:Питер, 2005. -249с.

Специальная литература:

1. Абдулатипов Р. Бюджет страны: нищета философии или практики федерализма//РФ сегодня – №23 – 2003

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. –М.: Политиздат. –1991. – 222 с.

3. Абдулатипов Р.Г. и др. Федерализм в истории России: [в 3 кн.] /Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. – М.: Республика. – 1992-: Кн. 2. – 1993. – 414, [2] с

4. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». – М.: Мысль. – 1991. – 169 с.

5. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. – М.: Слав. диалог. – 1996. – 253,[2] с.

6. Митрохин С. Выступление на «круглом столе» «Российский федерализм: проблемы модернизации», Совет Федерации, 27 марта 2001 г.

7. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2004. – 749с.

8. Регулирование территориального развития в условиях ры¬ночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — СПБ.: Питер, 2004. – 620с.

9. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив/ [Абдулатипов Р.Г., Лысенко В.Н., Атаманчук Г.В. и др.]; Под общ. Ред. Р.Г. Абдулатипова; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. – М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 1998. – 228 с.

10. Беленко Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России.

Периодические издания:

1. Бутаков А.В. Местное самоуправление в современной России: практические выводы и рекомендации//Омск - №25 – 2005

2. Возжова Н.П., Островская Т.В., Туманова С.В. Местная власть и реформа местного самоуправления в представлениях муниципальных служащих//Городское управление - №12 – 2004

3. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 1997. - №9. – 80с.

4. Миронов С. Сильное МСУ – это сильное государство//Вести - №25 - 2005

5. Об общих принципах организации местного самоуправле¬ния в Российской Федерации. Федеральный закон // Рос¬сийская газета//№12 - 2006

6. Прокопьева Т.И., Четверикова И.В. О некоторых проблемах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями//Ученые записки Института права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Выпуск 6. -СПб, 2001. -С. 131 – 133

7. Ржаницына Л. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения.// Экономист// - №4 - 2004

8. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. № 1. – 126с.

9. Сысуев О.Н. У российского местного самоуправления есть будущее.//Бюллетень конгресса муниципальных образований РФ.//Газета «Местное самоуправление» 16-30 ноября 2003 г . № 22.

10. Юркова С. Роль и место представительных органов местного самоуправления в системе федеративных отношений РФ//Казанский федералист - №2-3(14-25)2005

11. Ясин Е. «Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста»./ Вопросы экономики. 2002. №5.

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт Р. Абдулатипова http://www.abdulatipov.ru/

2. http://ru.homopoliticus.com/abdulat/index.php

Примечания:

Примечаний нет.