Особенности Российского федерализма
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 74 |
Формат: doc |
Год: 2007 |
Содержание |
Содержание Введение 3 Глава 1. Федерация как разновидность формы государственного устройства 6 1.1. Понятие и разновидности формы государственного устройства 6 1.2. Модели федераций в современном мире, принципы федеративного устройства 14 Глава 2. Особенности Российского федерализма 31 2.1. Государственно-правовой опыт построения федерации в России 31 2.2. Федеративное устройство современной России 42 2.3. Тенденции эволюции Российского федерализма 51 Заключение 65 Используемая литература 68 |
Введение |
Введение Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный Конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленные в его конституции. Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. Основы конституционного строя Российской Федерации - это устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства. В Конституции Российской Федерации содержится специальная глава, посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народа России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. Невзирая на то, что по Конституции Россия является федеративным государством, тематика федерализма в последнее время не пользуется особой популярностью в среде практической политики. Часто и с разных сторон приходится слышать мнения о том, что федерализм для нашей страны неактуален, что Россия может существовать лишь как унитарное централизованное государство, управляемое "сильной рукой", что ценности федерализма нам чужды, да и сам он представляет собой всего лишь переходную форму по направлению к образованию нормальной унитарной государственности. Поневоле вспоминаются слова императора Николая I, приведенные в эпиграфе: неужели и впрямь федерализм в России никому, кроме пресловутых "тунгузцев", не нужен? Почему ключевая характеристика государства Российского спустя не столь уж большой срок с момента закрепления ее в действующей Конституции вдруг стала восприниматься как отживший свое, ненужный атавизм государственного организма? Нельзя считать случайным и тот факт, что проблемы федерализма практически не нашли отражения в последних посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которые являются, по сути, программными документами власти. В Послании 2005 г. речь идет только об "укреплении Федерации", чему посвящен всего лишь один абзац об объединении субъектов РФ; в Послании 2004 г. небольшой пассаж касается разграничения доходных полномочий и расходных обязательств . Федерализм в современном мире - это процесс, подверженный постоянному совершенствованию. На всем протяжении своего существования федеративные государства находятся в постоянном поиске верных управленческих решений. Да и само содержание данной категории претерпело значительные изменения. Как верно отмечает Б.Г. Хачатурян, за время теоретического осмысления федеративных принципов и практического строительства российского федеративного государства цели и задачи российского федерализма прошли значительную эволюцию . Целью настоящей работы является анализ проблем становления федерализма в России. При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи: - проанализировать понятие и разновидности формы государственного устройства; - охарактеризовать модели федераций в современном мире, принципы федеративного устройства; - исследовать государственно-правовой опыт построения федерации в России; - проанализировать федеративное устройство современной России; - рассмотреть тенденции эволюции Российского федерализма. При решении поставленных перед нами задач будут использоваться Конституция Российской Федерации и другие действующие нормативно-правовые акта, а также специальная юридическая литература, посвященная данной проблематике.
Глава 1. Федерация как разновидность формы государственного устройства 1.1. Понятие и разновидности формы государственного устройства Вторым элементом формы государства признается государственное устройство. В юридической литературе под государственным устройством принято понимать устройство территории государства, соотношение |
Список литературы |
Используемая литература 1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466. 2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119. 3. О Правительстве Российской Федерации (в ред. от 30.01.2007 № 1 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.- № 51. - Ст. 5712; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 6. - Ст. 680. 4. О Государственном флаге Российской Федерации (в ред. от 07.03.2005 № 1 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 52. - (Часть I). - Ст. 5020; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 10. - Ст. 753. 5. О Государственном гербе Российской Федерации (в ред. от 30.06.2003 № 1 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 52. - (Часть I). - Ст. 5021; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 27 (Часть I). - Ст. 2696. 6. О Государственном гимне Российской Федерации (в ред. от 22.03.2001 № 2 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - 25 декабря. - № 52. - (Часть I). - Ст. 5022; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 13. - Ст. 1139. 7. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации (в ред. от 31.10.2005 № 7 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 45. - Ст. 4581. 8. О референдуме Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 7 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2710; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 2. 9. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 30.01.2007 № 8 - ФЗ): федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 74; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 6. - Ст.683. 10. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2757. 11. О национально-культурной автономии (в ред. от 30.11.2005 № 146 - ФЗ): федеральный закон 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ // / Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2965; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 49. - Ст. 5124. 12. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в ред. от 12.07.2006 № 107 - ФЗ): федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5497; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3125. 13. О ратификации европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 15. - Ст. 1695. 14. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 29.12.2006 № 258 - ФЗ): федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005. 15. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 25.07.2006 № 128 - ФЗ): федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3336; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3427. 16. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. от 30.01.2007 № 6 - ФЗ): федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 6. - Ст. 681. 17. О выборах Президента Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 274 - ФЗ): федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 2. - Ст. 171; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть 1). - Ст. 37. 18. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 274 - ФЗ): федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005. - № 21. - Ст. 1919; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 37. 19. Российская Федерация. Президент. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации (в ред. от 19.06.2003 № 693): указ от 10 августа 2000 г. № 1486 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 33. - Ст. 3356; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 25. - Ст. 2515. 20. Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. - 2004. - № 109. 21. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. - 2005. - № 86. 22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. - 2006. - № 97. 23. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М., 1997. - 312 с. 24. Аяцков Д. "Маленькие" поправки в устройство большой страны / Д. Аяцков // Независимая газета. - 2001. - 21 февраля. 25. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998. - 578 с. 26. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд. группа ИНФРА, 2003. - 412 с. 27. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М., 1998. - 522 с. 28. Баранчиков В.А. Муниципальное право / В.А. Баранчиков. - М., 2003. - 488 с. 29. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2003. - 422 с. 30. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов / Л.Ф. Болтенкова // Российская государственность: состояние и перспективы развития. - М., 1995. - С. 48 - 52. 31. Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели / Н.В. Брезгулевская // Право и политика. - 2004. - № 7. - С. 47 - 49. 32. В.Е. Чиркин. О публичной власти (постановка проблемы) / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 14 - 16. 33. Варламова Н.В. Российская Конституция: опыт трехмерной интерпретации / Н.В. Варламова // Становление конституционного государства в посттоталитарной России: Вып. 1. - М., 1996. - 472 с. 34. Верба И. Сергей Дарькин ополчился на правительство и Госдуму / Н. Верба // Независимая газета. - 2005. - 27 сентября. 35. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник / К.С. Гаджиев. - М., 2000. - 488 с. 36. Глобачев М. Фуражка на обритой вертикали / М. Глобачев // Новое время. - 2005. - № 42. - С. 16 - 19. 37. Добрынин Н.М. К вопросу о методологии исследования феномена российского федерализма / Н.М. Добрынин // Право и политика. - 2004. - № 1. - С. 17 - 18. 38. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации / М.Н. Добрынин. - Новосибирск, 2003. - 214 с. 39. Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений / М.Н. Добрынин // Право и политика. - 2004. - № 3. - С. 8 - 11. 40. Ельцин Б.Н. Порядок во власти - порядок в стране. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию / Б.Н. Ельцин Б.Н. // Российская газета. - 1997. - 7 марта. - С. 11 - 12. 41. Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Север-Кавказский регион. Информационно-аналитический вестник Представительства Президента РФ на Северном Кавказе. - 1998. - № 2(6). - С. 9 - 11. 42. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы / М.В. Золотарева. - Москва, "Пробел". - 1999. - С. 12 - 17. 43. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России / В.В. Иванов // Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 64 - 66. 44. Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новое федеративное устройство / И.П. Ильинский, Б.С. Крылов, Н.А. Михалева // Государство и право. - 1992. - № 11. - С. 32 - 34. 45. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации / Е.М. Ковешников. - М., 2000. - 442 с. 46. Козлов А.Е. Конституционное право: учебник / А.Е. Козлов. - М., 1996. - 560 с. 47. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 514 с. 48. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М., 2004. - 788 с. 49. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. - 794 с. 50. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян. - М., 2001. - С. 461. 51. Кулиев М.-П.Р., Серегин Н.С. Рецензия на монографию И.В. Левакина: Российская Федерация: Проблемы государственного единства (М., 2002. 320 с.) / М. - П.Р. Кулиев, Н.С. Серегин // Государство и право. - 2003. - № 5. - С. 113 - 115. 52. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства / И.В. Левакин. - М., 2002. - 422 с. 53. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы (теория и практика государственного регулирования территориального образования) / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М., 2000. - 324 с. 54. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности / Л.А. Морозова. - М., 1998. - 488 с. 55. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии, Москва - Мюнхен - Вюрцбург. 1999. - 384 с. 56. Саленко В. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? / В. Саленко // Правоведение. - 2001. - № 2. - С. 63 - 65. 57. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм / Э.В. Тадевосян // Государство и право. - 1996. - № 10. - С. 5 - 10. 58. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда? Северный Кавказ: проблемы и политика / В.А. Тишков // Независимая газета. - 1998. - 22 января. 59. Трифонов Е. Творцы истории / Е. Трифонов // Новое время. - 2005. - № 38. - С. 10 - 12. 60. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского общества / И.А. Умнова. - М., 1998. - 210 с. 61. Уотс Р. Эволюция воззрений на федерализм / Р. Уотс // Федерализм. Центр. Регионы: Федеративный бюллетень. - М., 1999. - № 1. -С. 12 - 24. 62. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001. - 212 с. 63. Хачатурян Б.Г. Развитие российского федерализма на примере строительства органов власти в дальневосточных субъектах Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Хабаровск, 2000. - 89 с. 64. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. - М., 1981. - 226 с. 65. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами / В.А. Черепанов. - М., 2003. - 560 с. 66. Чехоев А. Время собирать вотчины в государство / А. Чехоев // Российская Федерация сегодня. - 2000. - № 18. - С. 18 - 21. 67. Чиркин В.Е. Конституционное право России и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. - М., 1998. - 672 с. 68. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. - 482 с. 69. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 1994. - № 8 - 9. - С. 155 - 160. 70. Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции // Государство и право / В.Е. Чиркин. - 2000. - № 6. - С. 6 - 9. 71. Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы) / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 13 - 15. 72. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. - М., 1997. - 312 с. 73. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: учебное пособие / В.Е. Чиркин. - М., 1997. - 344 с. 74. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. - М., 1995. - 210 с. 75. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов / Б.С. Эбзеев, Л.М. Карапетян // Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 8 - 11. |
Примечания: |
Примечаний нет. |