Понятие и содержание, практика применения технологии юридической экспертизы

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1 Общие подходы к технологии юридической экспертизы 5

1.1. Понятие юридической экспертизы 5

1.2. Понятие и виды муниципальных правовых актов, проведение юридической экспертизы 14

Глава 2. Технология юридической экспертизы 25

2.1. Требования к оформлению 25

2.2. Методика проверки факта коррупциогенности нормативного акта 26

2.3. Технология проверки актов Главы муниципального образования - городского округа Жуковский 40

Заключение 54

Список литературы 58

Приложение 64

Введение

В настоящее время все большее внимание практическими работниками уделяется "чистоте" нормативных правовых актов, принимаемых компетентными органами. Отсюда появляются достаточно частые изменения российского законодательства: как федерального, так и субъектов Российской Федерации. Принятие же соответствующего Конституции Российской Федерации нормативного правового акта в полной мере зависит от его юридической экспертизы.

Проведение юридической экспертизы является обязательным в отношении всех проектов нормативных правовых актов, а также некоторых нормативных правовых актов.

Основными критериями оценки проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) являются:

- соответствие Конституции РФ, актам РФ, законам РФ и актам большей юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта (нормативному правовому акту);

- соответствие международным договорам РФ;

- соответствие требованиям унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Российской Федерации;

- совместимость с законодательством РФ;

- соблюдение требований нормотворческой техники.

При проведении обязательной юридической экспертизы также оцениваются:

- обоснованность выбора формы проекта акта;

- полнота, необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Выбранная тема дипломной работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы - раскрыть понятие и содержание, практику применения технологии юридической экспертизы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Задачи:

1. Изучить общие подходы к технологии юридической экспертизы;

2. Раскрыть понятие и основные черты юридической экспертизы;

3. Показать особенности юридической экспертизы муниципальных правовых актов.

Объект исследования - практика применения технологии юридической экспертизы.

Предмет исследования - технология юридической экспертизы.

Методология исследования: метод сравнения, логический метод.

При написании работы были использованы труды таких авторов, как Андреев А.В., Карасев А.Т. Бошно С.Ю, Ельцов Н., Тихомиров Ю.А., Захаров И.В., Исаков В.Б., Кокотов А.Н. Михалева Н.А., Перевалов В.Д., Югов. А.А., Поленина С.В. Селезнева О.В. Шипиев В. и другие.

Список литературы

Нормативная литература

1. Конституция Российской Федерации

2. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ от 31.12.1996. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21.7.1994 // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 14.06.1994. (с изм. от 22.10.1999) // 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4.10.1999 (в ред. от 11.12.2004) // Рос. газ. 1999. 19 окт.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 (в ред. от 6.10.2003) // Рос. газ. 2003. 8 окт.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 (в ред. от 6.10.2003) // Рос. газ. 1995. 1 сент., 2003. 8 окт.

8. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 (в ред. от 09.07.2004.) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801

9. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Совета Федерации от 30.01.2002 (в ред. от 26.05. 2004.) // СЗ РФ. 2002. № 3. Ст. 704.

10. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1.03.1995: Принят пленарным заседанием Конституционного Суда Российской Федерации 1 марта 1995 года № 2-1/6

11. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года № 2-П // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.

12. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995. № 2-П // Вестник Конституционного Суда. 1995. № 2-3.

13. По делу о толковании ч.4 ст.105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995. № 1-П // Вестник Конституционного Суда. 1995. № 2-3.

14. По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда. 1996. № 3.

15. О проверке конституционности положений п.6 ст.4, подп. "а" п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.97г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 17-П от 10.06.98г. // СЗ РФ. № 25. Ст. 3002.

16. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.08.2000 // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

17. Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 29.11.2000 // СЗ РФ. 2000. № 34. Ст. 3124.

18. Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Утв. Приказом Минюста РФ от 29.10.2003 // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 11.

Научная и учебно-методическая литература

1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., РЮИД, 1999.

2. Автономов. А. Актуальные проблемы законодательного процесса в РФ // Проблемы парламентского права России / Под ред. Иванова А. 1996.

3. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Вып. 1. Свердловск, 1963.

4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в двух томах. Т. 2. Свердловск, 1973.

5. Андреев А.В., Карасев А.Т. Представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации (общая характеристика). Екатеринбург. Изд-во УрЮИ МВД России, 2004.

6. Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Сов. гос-во и право. 1964. № 9.

7. Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. 1966. № 1.

8. Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. канд. дис. М., 1997.

9. Васильев Р.Ф. Важная форма влияния общественного мнения на законодательство субъектов Российской Федерации. Конституционное законодательство субъектов РФ. М., 1999.

10. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М., 1999.

11. Ельцов Н. Юридическая экспертиза в практике работы органов юстиции. Российская юстиция. 2001. № 7.

12. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

13. Законодательный процесс: научно-практическое пособие / Под ред. Р.Ф. Васильева. М., 2000. - 320 с.

14. Заметина Т.В. Конституционные аспекты соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Материалы конференции.

15. Захаров И.В. Юридическая природа устава муниципального образования (вопросы теории и практики): научно-практическое пособие. Екатеринбург, 2003. - 60 с.

16. Исаков В.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. 1997. № 7.

17. Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник СГАП. 1995. № 2.

18. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998. - 127 с.

19. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М., 2004. - 192 с.

20. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1.

21. Корухов Ю. Допустимы ли правовые и юридические экспертизы в уголовном процессе // Законность. 2000. № 1.

22. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9.

23. Махова Т.В. О некоторых проблемах в работе территориальных органов Минюста России по контролю за правотворческой деятельностью регионов // Образование и общество. 2004. № 2.

24. Михалева Н.А. Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996.

25. Муксинов И.Ш. Проблемы соотношения конституций субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 2.

26. Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: Проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2004. - 278 с.

27. Перевалов В.Д., Югов. А.А. Проблемы теории и практики законотворческого процесса // Российский юридический журнал. 1993. № 2.

28. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Материалы международного семинара в Государственной Думе 28-29 апреля 1997года. М., 1998. - 536 с.

29. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

30. Селезнева О.В. К вопросу о целях и содержании правовой экспертизы // Право: теория и практика. 2003. № 7.

31. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2001. - 616 с.

32. Шаров А., Васецкий П. Когда говорит политика, право молчит // Российская юстиция. 1996. № 9.

33. Шипиев В. Законотворчество на местах не должно противоречить федеральным законам // Законность. 1995. № 7.

Примечания:

Примечаний нет.