СЛОЖНОСОСТАВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2005-81

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 81  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение

Глава 1.

Образование и развитие сложносоставных

территориальных образований в практике российского государственного устройства

1.1.

Понятие и общая характеристика сложносоставных

территориальных образований. Институт автономии

1.2.

Образование и развитие сложносоставных территориальных образований в РСФСР (1918-1991 гг.)

1.3.

Генезис сложносоставных территориальных образований в ходе реформ государственного устройства в Российской Федерации (1989-1993 гг.)

Глава 2.

Правовое положение сложносоставных субъектов РФ в современный период

2.1.

Конституционно-правовой статус автономного округа

2.2.

Правовая регламентация конструкции сложносоставных субъектов РФ. Проблемы статуса автономных округов в со-ставе сложносоставных субъектов РФ

Глава 3.

Правовое регулирование отношений в сложносоставном субъекте РФ на примере Красноярского края

3.1.

Основы правового регулирования отношений ме-жду Красноярским краем, Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами

3.2.

Перспективы развития конституционно-правовой модели российского федерализма

3.3.

Правовые последствия и перспективы объединения края (области) с входящими в их состав автономными округами

Заключение

Нормативные правовые акты

Список использованной литературы

Введение

Одной из особенностей федеративного устройства РФ, сложившейся в ходе ее историко-политического развития, является наличие правовой конструкции, предусматривающей вхождение автономных округов в состав края или области. Данная правовая конструкция содержится в части 4 статьи 66 Конституции РФ, которая констатирует существование "автономных округов, входящих в состав края или области", что означает наличие у автономных округов статуса "входящих" территориальных единиц, а у края, областей, соответственно, статуса "включающих" единиц. Поскольку все края, области и автономные округа в РФ также имеют статус субъектов РФ, указанное конституционное положение по-родило феномен "сложносоставных субъектов Российской Федерации".

Обращаясь к мировой практике государственно-территориального строительства можно обнаружить аналогичные прецеденты существования данной правовой конструкции. Так, в некоторых зарубежных государствах (Британская империя, Югославия) наличествует факт вхождения одного субъекта федерации в состав другого. На основании вышеизложенного можно кон-статировать, что конституционно-правовая модель государственно-территориального устройства в РФ, предусматривающая существование феномена "сложносоставных субъектов" восходит к опыту федеративного устройства других государств, где данная модель была реализована ранее. Однако, несмотря на это, комплексные научно-правовые исследования феномена "сложносоставных субъектов" РФ стали проводиться совсем недавно. В настоящее время к феномену сложноставных субъектов РФ апеллируют авторы комментариев к Конституции РФ, учебной и методической литературы. Среди них можно отметить таких авто-ритетных ученых, как О.Е. Кутафин, С.А. Авакьян, М.И. Пискотин, А.С. Авто-номов, И.А. Умноваа, В.Е. Чиркин, а также ученых-практиков - Н.М. Добрьши-на, Н.П. Медведева, В.И. Ульянова. Научно-практический вклад в изучение дан-ной проблемы внесли и представители Красноярского края - А.В. Усс, В.В. Ива-нов, А.А. Кондрашев, А.В. Безруков.

Актуальность выбранной темы обусловлена не только соображениями на-учного интереса с целью восполнения пробела в нише теоретических знаний, но и проводимой в РФ реформой федеративного устройства, одним из элементов ко-торой является тенденция к сокращению числа субъектов РФ путем их объеди-нения. Указанные административно-территориальные преобразования объясня-ются тем, что "именно укрупнение субъектов является на данный момент одной из перспективных форм усиления централизации власти" . Правовой предпосыл-кой объединения субъектов РФ является ФКЗ от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Прецеденты объединения субъектов РФ в рамках дан-ного Закона имеют место в Пермской области, где ФКЗ от 25 марта 2004 г. рег-ламентирует процедуру образования нового субъекта РФ в результате объедине-ния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, а также в нашем крае, где начался процесс объединения края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Федерации.

Целями работы, преследуемыми автором, являются:

- рассмотрение проблем, существующих в сложносоставных субъектах РФ и

возможных путей их решения;

- выявление правовых коллизий, наличествующих в законодательстве РФ,

регулирующем феномен сложносоставных субъектов РФ;

- анализ перспектив дальнейшего развития сложносоставных субъектов РФ,

включая юридико-правовые последствия их объединения.

Для достижения указанных целей необходимо проведение комплексного ис-следования с привлечением общетеоретических, историко-правовых и сравни-тельно-правовых изысканий, а также обзора региональной практики (на примере Красноярского края). Предлагаемая работа представляет собой попытку такого исследования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового

субъекта Российской Федерации".

3. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ "Об

образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской

Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого

автономного округа".

4. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об автономных округах РСФСР".

5. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. "О разграничении полномочий меж-ду Союзом ССР и субъектами федерации".

6. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. №423-1 "Об изменениях и

дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР".

7. Закон РФ от 21 апреля 1992 г. "Об изменениях и дополнениях

Конституции (Основного Закона) РСФСР".

8. Закон Российской Федерации от 17 июня 1992 года N3056-1 "О

непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав

Российской Федерации".

9. Устав Красноярского края.

10. Устав (Основной Закон) Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного

округа.

11. Устав (Основной Закон) Эвенкийского автономного округа.

12. Закон Красноярского края от 24 июня 1997 года N14-500 "Об

утверждении договора об основах взаимоотношений органов государственной

власти Красноярского края и Эвенкийского автономного округа".

13. Закон Красноярского края от 29 января 2004 г. № 9-1701 "Об утверждении

заключения Договора о создании Совета Губернаторов Красноярского края,

Эвенкийского автономного округа и Таймырского (Долгано-Ненецкого)

автономного округа".

14. Закон Красноярского края от 29 января 2004 г. № 9-1745 "Об утвержде-нии заключения Договора о создании постоянного представительства Со-вета Администрации Красноярского края и Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа при Правительстве Российской Федера-ции".

15. Закон Красноярского края от 29 октября 2004 г. № 12-2455 "Об

утверждении заключения договора об основах отношений между органами

государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого)

автономного округа".

16. Закон Красноярского края от 29 октября 2004 г. № 12-2453 "Об

утверждении заключения договора об основах отношений между органами

государственной власти Красноярского края и Эвенкийского автономного

округа".

17. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 9

июля 2002 г. №3-378П "О договоре о разграничении предметов ведения и

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-

Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, подписанном 01.11.97".

18. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 25

июня 2004 г. № 11-2112П "О ходе выполнения Постановления Законодательного

Собрания Красноярского края от 13 мая 2002 г. № 2-232П "О ходатайстве

инициативной группы по проведению краевого референдума по вопросу

"Согласны ли Вы с образованием нового единого субъекта Российской Федерации

в результате объединения трех субъектов Российской Федерации: Красноярского

края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов?".

19. Постановление Совета Администрации Красноярского края от 28 июня

2004 г. № 170-п "О создании постоянного представительства Совета Админист-рации Красноярского края и Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа при Правительстве Российской Федерации".

20. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 15

октября 2004 г. № 12-2364П "Об инициативе объединения Красноярского края,

Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов".

21. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 12

ноября 2004 г. N 12-2487П "О вопросе, выносимом на референдум Красноярского

края".

22. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 28

января 2005 г. N 13-2893П "О назначении даты проведения референдума

Красноярского края по вопросу "Согласны ли Вы, чтобы Красноярский край,

Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа

объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край, в

составе которого Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные

округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?".

23. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 24

марта 2005 г. N 14-3207П "О резолюции публичных слушаний в Законодательном

Собрании Красноярского края".

24. Решение Избирательной комиссии Красноярского края от 2 февраля 2005 г. № 89/694 "Об утверждении календарного плана мероприятий по органи-зации и проведению референдума Красноярского края по вопросу "Согласны ли Вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвен-кийский автономные округа объединились в новый субъект Российской Фе-дерации Красноярский край, в составе которого Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа будут являться ад-министративно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?".

25. Решение Избирательной комиссии Красноярского края от 22 апреля 2005 г. N 110/1000 "О результатах референдума Красноярского края".

26. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти

Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных

округов в составе Российской Федерации".

27. Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий" от 1 нояб-ря 1997 г.

28. Соглашение от 29 октября 2001 г. "О социально-экономическом и

культурном сотрудничестве администрации Красноярского края и

Администрации Эвенкийского автономного округа".

Список использованной литературы

1. Безруков А.В. Особенности конституционно-правового статуса субъек-тов Российской Федерации /А.В. Безруков - Красноярск: Сибирский юридиче-ский институт МВД России, 2005;

2. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная

реформа как неизбежность перемен / Н.М. Добрынин //Журнал российского права.

-2004.- № 3.

3. Добрынин Н.М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами /Н.М. Добрынин. // Российский юридический журнал. - 1998. - № 2.

4. Ермаков В.Г. Федеральный центр и сложносоставные субъекты / В.Г. Ер-маков //Журнал российского права. - 1998.- № 7.

5. Золотарева М.В. Асимметрия в федеративном устройстве России

/М.В. Золотарева //Вестник Московского университета. Серия 11. "Право". - 1999. -

№ 1.

6. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и

Федеративная система Российской Федерации /В.В. Иванов // Правоведение. -

2002. - № 3.

7. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей - феномен

"сложносоставных субъектов Российской Федерации" (конституционно-правовое

исследование) /В.В. Иванов. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

8. Кондрашев А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт

доктринального исследования /А.А. Кондрашев //Правоведение. - 2003. - № 5.

9. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы

концепции, конституционная модель, практика) /А.Н. Лебедев. - М.: ИГиП РАН,

1999.

10. Ожегина Н.К. Конституционно-правовой статус автономных округов

Российской Федерации /Н.К. Ожегина. - Норильск: Норильский индустриальный

институт, 2004.

11. Пешин Н.Л. Проблемы взаимоотношений автономных округов с краями

(областями), в состав которых они входят /Н.Л. Пешин //Вестник Московского

университета. Серия 11. "Право". - 2002. - № 6.

12. Ульянов В.И. Правовые аспекты отношений края, области с входящими в

их состав автономными округами /В.И. Ульянов //Российский юридический

журнал. - 1997. - № 4.

13. Усс А.В. Формула равноправия /А.В. Усс // Российская Федерация

сегодня. - 1999. - № 18.

14. Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблема образования

субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового

статуса в контексте перспектив российского федерализма /А.В. Усс, А.В. Без-руков, А.А. Кондрашев // Журнал российского права. - 2004. - № 7.

15. Филиппова Н.А. Конституционно-правовой статус автономных округов в составе сложноустроенных субъектов Федерации: проблемы совершенствования /Н.А. Филиппова // Российский юридический журнал. -1999. - № 4.

16. Худякова И.В. Некоторые проблемы сложносоставных субъектов

Российской Федерации /И.В. Худякова //Регионология. - 2003. - № 1-2.

17. Черепанов В.А. Новые возможности Федеративного договора /В.А. Че-репанов //Регионология. - 2003. - № 1-2.

Примечания:

Примечаний нет.