Изучение и анализ проявлений восточных мотивов в современной культуре России

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 80  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ И ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1.1. Особенности взаимодействия культуры России и культуры стран Востока

1.2. Взаимовлияние культуры Востока и России

2. Влияние восточных мотивов на культуру современной России

2.1. Особенности влияния искусства Востока на искусство России

2.2. Влияние восточных мотивов на различные виды искусства России на примере музыки, моды и ювелирного искусства

3. ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность проблемы влияния восточных мотивов на культуру России обусловлено тем, что, занимая срединное положение в мире в геополитическом отношении, культура России несет на себе явный отпечаток и Востока, и Запада, в силу чего в ней и присутствует евразийское начало. В силу своей близости к Востоку русская культура также космологична, в отличие от планетарно-региональных культур и цивилизаций Запада. Космизм русской культуры оказал большое влияние на науку, философию, искусство и т. д., о чем свидетельствует творческое наследие В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, русских философов-космистов и др.

В духовности евразийского типа синтезируются восточное, гармонизирующее и целостное восприятие мира и рационализм западной культуры. Принципы такого синтеза получили глубокое развитие в работах Н. К. Рериха. Он писал в 1929 г.: «Идея Востока и Запада - идея близнецов... Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов. На Востоке жаждут плодов цивилизации» [17, С.: 354].

Этим объясняется и нынешние интенсивные попытки западной культуры расширить сферу своего духовного бытия путем обращения к иррациональным началам в психологии, философии и этике, сформулированным в восточных религиозно-культурных учениях. На протяжении всего XX в. в странах Западной Европы и в США получили широкое распространение различные мистические учения Востока, что, несомненно, свидетельствует о потребности в расширении сферы духовности как компенсации гиперэкономизма и крайностей техницизма.

В отличие от западной рационалистической культуры, духовная культура России в большей степени сохранила влечение к иррациональности как обращения к сверхсознанию (надсознанию), позволяющему дополнить логико-аналитическое мышление системно-целостным видением, и высший уровень сознания зиждется на устойчивых принципах организации жизни народа; на исторических традициях, в которых особенно существенное значение имеют принципы православия. К византийским традициям русского православия присоединяется восточный иррационализм, усиливая тем самым ориентальные истоки духовности русской культуры.

Цель работы: изучение и анализ проявлений восточных мотивов в современной культуре России.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности взаимодействия культуры России и культуры стран Востока.

2. Найти особенности влияния искусства Востока на искусство России.

3. Рассмотреть влияние восточных мотивов на культуру и музыку современной России

4. Рассмотреть проявление восточных мотивов в повседневной культуре г. Ижевска.

В своей работе я использую следующие методы:

1. Общелогические методы, такие как:

? Анализ – это реальное или мысленное деление объекта изучения на составные части.

? Синтез – объединение основных частей в единое целое.

? Аналогия – установление сходства в некоторых свойствах между нетождественными объектами.

2. Методы эмпирического исследования, такие как:

? Сравнение – выявление сходства и различия объекта.

? Анкетирование.

? Интервьюирование.

Объект исследования: проявление восточных мотивов в современной культуре России.

Предмет исследования: проявление восточных мотивов в повседневной культуре г. Ижевска.

При теоретическом анализе был произведен библиографический обзор литературы по данной проблематике.

В научном альманахе «Цивилизации и культуры», выпуск 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения освещены проблемы взаимодейст¬вия России с восточными государствами, культурами и цивилизациями в разные исторические периоды. Альманах раскрывает как ретроспективу становления евразийской общности, так и современные повороты в отно¬шениях России с другими регионами, соотношение государственных и цивилизационных начал в мироустроении евразийских народов.

В книге «Россия-Восток-Запад» представлены результаты исследований по проблемам филологии, искусствознания и культурологии, в изучении которых внес большой вклад академик Е.П.Челышев. Авторский коллектив объединяет идея единства и многообразия мировой культуры. В книге рассматриваются исторические и современные аспекты развития культуры России, Востока и Запада. Издание адресовано ши¬рокому кругу специалистов-гуманитариев.

Также при написании данной дипломной работы были использованы журналы: «ELLE» и «VOGIE», «MARI CLARE».

Данная дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

В первой главе работы рассмотрены особенности взаимодействия Российской и восточных цивилизаций, представлены различные теоретические подходы к данной проблематике.

Во второй главе дана характеристика влияний восточных мотивов на культуру современной России на примере конкретных отраслей (музыка, мода и ювелирное искусство).

В третьей главе дипломной работы проведен анализ влияния восточных мотивов на культуру повседневности г. Ижевска на примере таких носителей культуры как одежда, музыка, ювелирные изделия.

Список литературы

1. Батунский М. А Русская клерикальная исламистика и ее оппоненты: круговая оборона и многоцелевое наступление // Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения - М., 1995. - 276 с.

2. Батунский М. А. Ислам и русская культура XVIII века. // Cahiers du Monde russe et sovietique. — XXVII (1), janv.—mars 1986.

3. Белкин Д. И. Мир Востока на страницах пушкинского «Современника» // Творчество Пушкина и зарубежный Восток. — М., 1991. - 289 с.

4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.- 398 с.

5. Бердяев Н. А. Русская идея. — М., 1990. – 132 с.

6. Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990. - 457 с.

7. Бичурин Н. Я. Общественная и частная жизнь китайцев // Отечественные записки. — 1840. — № 5.

8. Волков А. Б., Тарасов П. Г., Ямилинец Б. Ф. Россия и Палестина. Из истории политических и культурно-религиозных связей // Цивилизации и культуры. — Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационнные отношения. — М., 1994. – 254 с.

9. Восток в русской советской литературе 20—40-х годов. — Ташкент. – 234 с.

10. Восток в русской советской литературе. — Ташкент, 1988. – 76 с.

11. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. - 235 с.

12. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991. - 234 с.

13. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982. - 577 с.

14. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1977 г.// Полное соб. соч. — Т. 25. — Л., 1984. - 245 с.

15. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1881 // Полное собр. соч. - Т.27. - Л., 1984. – 453 с.

16. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. — М., 1992. – 123 с.

17. Ерасов Б. С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. — 1994. — № 2.

18. Исаев И. А. Утописты или провидцы? Вступительная статья к сб. // Пути Евразии. — М., 1992. – 432 с.

19. Карл Феберже. История русского ювелирного искусства.: М., 1990. - 48 с.

20. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992. - 142 с.

21. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993. - 254 с.

22. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М., 1994. – 198 с.

23. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 312 с.

24. Леонтьев К. Н. Византия и славянство // Леонтьев К.Н. Собр. соч. - Т.5. — М., 1912. - 457 с.

25. Леонтьев К. Н. Избранное. — М., 1993. — 436 с.

26. Леонтьев К. Н. Письма о восточных делах // Собр. соч. — Т.5. — М., 1912. - 387 с.

27. Леонтьев К. Н. Плоды национальных движений на православном Востоке // Собр. соч. — Т. 6. — М., 1912. - 324 с.

28. Лошиц Ю. М., Турбин В. Н. Тема Востока в творчестве В.Хлебникова // Народы Азии и Африки. — 1966. — №. 4. – 234 с.

29. Луис Б. Ислам и Запад. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 317 с.

30. Лурье С. В. Россия: община и государственность // Цивилизации и культуры. — Вып. 2. — М.,1995. – 189 с.

31. На "Евровидении" победят восточные мотивы // Труд. 2005. 20 мая. - С. 3.

32. Научный альманах «Цивилизации и культуры», выпуск 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., Издательство Института востоковедения, 1996. – 415 с.

33. Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли России (середина XIX в.). Научно-аналитический обзор. — М., 1990. - 345 с.

34. Очирова Т. Н. Евразийская модель культуры // Цивилизации и культуры. — Вып. 1. — М., 1994. – 342 с.

35. Празаускас АС. Национальное возрождение в СССР и постсоветских странах: историко-культурные и политические дилеммы // Цивилизации и культуры. — Вып. 2. —М., 1995. 234 с.

36. Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Тезисы докладов III международной научной конференции. — Часть IV. Русская литература и Восток. — Челябинск, 1995. – 352 с.

37. Россия-Восток-Запад. М.: Наследие, 1998.— 424 с.22

38. Русские ювелирные изделия 16 – 20 вв. Из собрания Государственного исторического музея. М., 1990. - 345 с.23

39. Соловей Н. Я. Особенности использования мотивов Корана в «Подражаниях Корану» Пушкина // Пушкин в странах зарубежного Востока. — М., 1979. – 324 с.

40. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. I. M., 1959. - 155 с.24

41. Сулейменов О. Аз и Я. — Алма-Ата, 1975. – 123 с.

42. Тартаковский В. И. Социально-эстетический опыт народов Востока и поэзия В.Хлебникова: 1900—1910-е годы. — Ташкент, 1987. – 213 с.

43. Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре. — Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993. - 232 с.

44. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1997 -640 с.

45. Чередниченко Т. Русская музыка и геополитика // Новый мир. — 1995. - № 6. – 234 с.

46. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. — М., 1971. – 232 с.

Примечания:

Примечаний нет.