Изучение рыцарства как социально - культурного феномена средневековья
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 94 |
Формат: doc |
Год: 2008 |
Содержание |
Введение 4 1. Средневековье: как социальная эпоха 9 1.1. Материально-культурное развитие Западной Европы 11 1.2. Социально-политическая культура средневековой Европы 14 1.3. Духовная культура средневековой Европы 19 1.4. Рыцарство в эпоху средневековья 24 2. Рыцарская литература 38 2.1. Рыцарская культура как компонент светской культуры 38 2.1. Рыцарская куртуазная поэзия 44 2.3. Рыцарский куртуазный роман 50 2.4. Миннезанг 53 3. Рыцарский этикет 58 4. Образ жизни рыцаря 66 4.1. Рыцарский образ жизни 66 4.2. Рыцарство и становление придворной культуры 76 Заключение 85 Список литературы 91 |
Введение |
Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в. Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это: - Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х-XI веков); - Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века; -Позднее Средневековье, XIV и XV века. Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это - вторжения так называемых варваров (от латинского barba - борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же "варварами". Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие. В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как "Песнь о Роланде" и "Роман о Розе". Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья - схоластика. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы ("Черная смерть"), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из "низких " сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру, возможно, в каком-то аспекте переосмыслить этот феномен Средневековья. Рыцарское движение хотя и формировалось вокруг выполнения военной функции (защита синьора, война за веру), однако помимо культивирования духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, рассматривались и раскрывались общезначимые устремления как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства, прямодушие. Целью нашего исследования является изучение рыцарства как социально - культурный феномен средневековья. Именно через эту систему взглядов на мир, мы сможем полнее понять сущность феномена рыцарской культуры. Методами изучения и анализа послужат нам дошедшие до нас исторические и художественные материалы, всевозможная учебная литература по средневековой культуре, а также научно-исследовательские работы, и журнальные статьи. Объект исследования: Рыцарство - как специфическое сословие средневековья. Предмет исследования: Рыцарство как социально - культурный феномен средневековья. Задачи: 1. Рассмотреть средневековье как социальную эпоху. 2. Рассмотреть социально-политическую культуру средневековой Европы. 3. Рассмотреть духовную культуру средневековой Европы. 4. Изучить рыцарство в эпоху средневековья. 5. Рассмотреть рыцарскую литературу. 6. Изучить рыцарский этикет. 7. Изучить образ жизни рыцаря. |
Список литературы |
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. 2. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. - СПб.: Изд-во "Лань", 2002. - 672 с. 3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. 4. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО "СМИО Пресс", 2000.-384 с. 5. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. - Konemann, 1998.-501с. 6. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965. 7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972. 8. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1999. - 669с. 10. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д, Арк. Пер. Васильковой Н.Ф., СПб.: Издательская группа "Евразия", 2002. - 320 с. 11. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.-544 с. 12. История западноевропейской литературы. М., 1999. 13. История мировой культуры (под ред. Драча Г.В.) Ростов/Д., 2000. 14. История средних веков. М., 1986. 15. История и культурология /Шишова Н.В. и др./ М. 1999. 16. История и культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999.-368 с. 17. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр "Академия", 1999.- 462 с. 18. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский и др.; Под ред. Л.М.Брагиной. - М.: Высш. шк., 1999. - 479 с. 19. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций/ Под ред. С.Д.Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 429 с. 20. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит. / Вступ. ст. В.И.Уколовой. Общ. ред. В.И.Уколовой и Л.А.Котельниковой. - М.: Прогресс, 1987 - 384 с. 21. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М.: "Note Bene", 1998. - 536 с. 22. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г.Багдасарьян, А.В.Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 709 с. 23. Культурология: Учеб. пособие / В.А.Глуздов, И.И.Лукичева, А.А.Косьян и др.; Под ред. В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова. - М.: Высш. шк., 2003. -303 с. 24. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999. - 608 с. 25. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. 26. Косиков Г.К. Средние века //История французской литературы: Учебник/ Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К., М. 1987. 27. Культура и искусство средневекового города. М., 1984. 28. Культурология (под ред. Радугина А.А.). М., 1999. 29. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М.; Общество "Знание" России, ЦИНО, 1998. 30. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: "Весь мир", 2001.- 371 с. 31. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 2000.-304 с. 32. Левандовский А. Карл Великий. М., 1999. 33. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 34. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие - Мн. - НТООО "Тетра Системс", 1997.-320 с. 35. Основные произведения иностранной художественной литературы (литературно-библиографический справочник). М., 1983. - гл. Народное творчество и памятники средневековой европейской литературы. 36. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие./Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. - М.: "Языки русской культуры", 1997. - 496 с. 37. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола/ Пер. с фр. М.О. Гончар; Научн.ред. Т.Д.Сергеева. - М.: Мол. Гвардия, 2004. - 239 с. 38. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с. 39. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 479 с. 40. Пигалев А. Н. Культурология: Учеб. пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с. 41. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с. 42. Поэзия вагантов (обзорная статья М.Л. Гаспарова "Поэзия вагантов"). М., 1975. 43. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. 44. Тайны, скрытые забралом: Энциклопедический путеводитель по истории рыцарства. - М.: Современник, 2002. - 416 с. 45. Хёйзинг Й, Осень средневековья, пер. Д.В.Сильвестрова, - М.: изд-во "Наука", 1988. - 540 с. 46. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1997 - 640с. 47. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997. - 480 с. |
Примечания: |
Примечаний нет. |